Всё об организации
и продвижении событий

Онлайн-ивенты Детские ивенты Спектакли Выставки Концерты и шоу

Онлайн, который выстрелил: все финалисты и победители премии «Культура онлайн»

11 ноября 2021 года в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялась церемония награждения премии «Культура онлайн». Сам ивент тоже проходил онлайн :)) Мы внимательно посмотрели трансляцию и составили подборку из финалистов и победителей, чтобы вы могли попутешествовать по ссылкам и оценить, чьи идеи и разработки вызвали дружное «Вау!» у жюри.

В этом году география премии расширилась, и событие приняло международный статус. Всего в премии приняли участие 452 проекта более чем из 20-ти стран, что почти в два раза выше дебютного 2020-го года. Кроме того, если в 2020 году участники премии использовали цифровые технологии в основном для сохранения и привлечения аудитории в режиме онлайн, то 2021 год стал удачным для создания самобытных и увлекательных проектов.

Цель премии — поощрить организации, активно использующие онлайн-технологии в своей работе, а также значимые проекты в сфере культуры, которые функционируют с помощью новейших информационных средств.

На соискание премии были представлены совершенно разные форматы: виртуальные экскурсии и выставки, мастер-классы и лекции с дополненной и виртуальной реальностью, трансляции концертов, спектакли без границ для аудитории по всему миру, проекты с использованием технологии блокчейна и NFT.

Победителей выбирал экспертный совет из деятелей культуры, представителей СМИ и экспертов по стратегическим коммуникациям: музыкант и дирижер Юрий Башмет, художник и архитектор Сергей Кузнецов, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Марина Лошак, генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов, ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Семен Михайловский, искусствовед, основательница онлайн-школы по изучению истории искусства Op Pop Art Анастасия Постригай, пианист, продюсер и художественный руководитель агентства RCCR Projects (Берлин), основатель Российско-Германской музыкальной Академии Николаус Рексрот, писатель, сценарист и основатель литературно-театрального проекта «БеспринцЫпные чтения» Александр Цыпкин.

Проекты оценивались по 6 критериям:

  • инновационность;
  • культурная ценность;
  • охват аудитории;
  • потенциал и масштабируемость;
  • социальная значимость;
  • пользовательский опыт.

В финал вышли только 35 проектов. Рассказываем о победителях и финалистах!

1. «Лучшая коллаборация»

Экспертный совет выбирал проект в сфере культуры, реализованный при участии двух или более компаний.

Вот пять проектов-финалистов:

  • Артефакты. «Культурный детектив». Организаторы: «Национальные приоритеты» совместно с мультимедийным сервисом Okko, телеканалом «Моя планета» и Европейской медиагруппой;
  • «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих». Организаторы: образовательный центр «Языки без границ» совместно с ПАО «ВТБ»;
  • «Идем в музей». Организаторы: портал «Культура. РФ» совместно с проектом ВКонтакте «Голосовой помощник Маруся»;
  • «Мариинский театр — к 125-летию Русского музея». Организаторы: Государственный академический Мариинский театр совместно с Государственным Русским музеем;
  • фильм «Слепок». Организаторы: международный фестиваль Context. Diana Vishneva совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Aksenov Family Foundation.

Победителем в номинации стал фильм «Слепок».

«Слепок» — это кросс-медийное произведение, объединяющее изобразительное искусство и современный танец, музыку и кино. В пространстве классического музея с помощью хореографии переосмысливаются сюжеты, созвучные истории западноевропейской цивилизации. Главной героиней — проводником между эпохами и стилистическими направлениями танца, — стала Диана Вишнева. Пушкинский музей с его коллекцией слепков, представляющей главные памятники мировой культуры, позволил осуществить уникальную сценографию проекта.

2. «Лучшее IT-решение для культурной сферы»

Здесь предстояло выбрать проект, реализованный с использованием технологии блокчейн или искусственного интеллекта, выставки с применением цифровых технологий, VR, AR и других технологий.

Финалисты номинации:

  • мобильное приложение «New Stage ХК». Организатор: Национальный драматический театр России, Александринский театр;
  • [AR]TMuseum. Организатор: Cuseum (США);
  • IAZZU — приложение. Организатор: IAZZU LTD (Швейцария);
  • Storytel Hub. Организатор: сервис аудиокниг Storytel;
  • 4ART — приложение. Организатор: 4ARTechnologies AG (Швейцария).

Победителем в номинации стал [AR]TMuseum

В ответ на закрытие в 2020 году большинства музеев мира из-за covid-19, Cuseum выпустил новаторское приложение дополненной реальности AR, которое переносит известные произведения искусства из музеев в дома людей. С помощью приложения люди по всему миру смогли виртуально размещать картины и другие предметы искусства у себя дома и наслаждаться произведениями искусства, которые обычно доступны для просмотра только в музеях.

3. «Лучшая SMM-кампания»

Соревновались блоги о культуре и искусстве в соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, TikTok, Telegram, Twitter, YouTube, Одноклассники и других.

Пять проектов, которые стали финалистами:

В этой номинации победили сразу два проекта!

1. Блог об искусстве, культуре и развитии Анастасии Коноваловой

Блог об искусстве, культуре и развитии Анастасии Коноваловой — уникальный набор цифровых решений с запатентованными передовыми технологиями для арт-рынка и его участников, личная виртуальная галерея для каждого из художников. Это блог об изучении истории искусства, культуры через быт и окружающую жизнь, возможность найти смысл и ценность в каждой вещи, познать себя, свой род, страну и мир.

2. Проект Hot Culture

Hot Culture — ток-шоу о культуре, искусстве и тех, кто ими занимается.

Мы говорим о том, что между горячим и высоким не всегда лежит пропасть. Поэтому мы пытаемся понять, на что стоит обратить внимание, почему некоторые вещи делают мир лучше и интересней. Герои, с которыми мы общаемся, ставят спектакли, снимают кино, пишут музыку, выступают на сцене, издают книги. Мы даем точки входа в мир искусства: что нужно почитать или посмотреть, чтобы быть в контексте. Это такие конкретные шаги в области искусства, которую представляют наши герои.

4. «Лучший просветительский проект»

Рассматривались проекты, реализующие свою деятельность в онлайн-формате: лекции, мастер-классы, учебные курсы и программы.

В финал вышли:

Победителем стала «Моя Третьяковка» — проект, призывающий изучать и пополнять коллекцию Третьяковской галереи. Ядро проекта — виртуальные галереи с оцифрованными произведениями из собрания музея. Изображения сопровождаются уникальными аннотациями, составленными для сайта научными сотрудниками и хранителями музея. Проект предлагает пользователям самим открывать ранее не опубликованные произведения за пожертвования, которые идут в фонд целевого капитала. Доход от контента направляется на пополнение собрания галереи.

5. «Digital-трансформация: из офлайна в онлайн»

Заявиться в эту номинацию могли проекты, ранее реализованный в офлайн-формате, но в условиях пандемии трансформировавшийся в онлайн.

Пять проектов-финалистов:

  • «Баухаус-Вхутемас. Двадцатые-двадцатым». Организатор: Государственная Третьяковская галерея, Центр немецкой книги в Москве, представительство Франкфуртской книжной ярмарки в России и Посольство государства Израиль в Москве;
  • «Книга-боец». Организатор: Государственный музей — культурный центр интеграции им. Островского;
  • «Поговори с куклой». Организатор: театр «Кукольный формат»;
  • фестиваль «Петербургские театральные сезоны». Организатор: продюсерская компания «Нева-Арт»;
  • 20-й Всемирный онлайн-конгресс ASSITEJ и фестиваль театра для детей и молодежи. Организатор: International Association of Theatre for Children and Young People (Дания).

Победил проект ASSITEJ.

Переход Всемирного конгресса ASSITEJ в цифровой формат позволил объединить профессионалов, творческих работников и исследователей, работающих в области театра для детей и молодежи с помощью онлайн-пространства для проведения мероприятий. Международная ассоциация театров для детей и молодежи объединяет театры, организации и частных лиц по всему миру, которые занимаются театральным и исполнительским искусством для детей и молодежи. Членами ассоциации являются национальные центры, театры и частные лица из более чем 100 стран мира.

6. «Культурная геймификация»

Жюри выбирало мобильное приложение, компьютерную игру или онлайн-игру в сфере культуры.

Культурная геймификация — феномен современности, активно развивающийся в наши дни. Она позиционируется как новый этап развития игры в современной культуре, который нацелен на вовлечение людей в процесс путем внедрения в него игровых механик. Геймификация для рынка — один из основных драйверов изменения. Технология помогает активнее вовлечь учеников. Кроме того, игровые механики позволяют простым языком объяснить сложные идеи.

Финалисты:

Победитель — проект «Мобильный художественный театр».

Это мобильное приложение с аудиоспектаклями, действие которых разворачивается в воображении зрителей и вписывается в окружающее пространство. Для каждого спектакля разрабатывается уникальный маршрут, и обычная прогулка превращается в увлекательное приключение. В репертуаре «Мобильного художественного театра» есть аудиоспектакли как для взрослых, так и для детей. Телефон и наушники — вот и все, что нужно, чтобы прослушать спектакль. Время начала определяет сам зритель. Спектакли написаны профессиональными драматургами, с ними работают лучшие композиторы и звукорежиссеры, а озвучивают — профессиональные актеры театра и кино.

7. «Лучший онлайн-проект»

Экспертный совет выбирал проекты, которые реализуют свою деятельность в онлайн-формате в сфере культуры.

Вот пять финалистов номинации:

Третье место — проект «Hermitage Online»

Интернет-проект, в рамках которого проходят прямые трансляции и готовятся видеопрограммы. В рамках проекта проводятся от 4-х до 10-ти прямых эфиров в месяц и публикуется 8-10 видеопрограмм о музее. Публикации осуществляются на официальных страницах Эрмитажа в социальных сетях. Особого внимания заслуживает рубрика «Эрмитаж в гостях у коллег», в рамках которой Эрмитаж проводит эфиры из других музеев, знакомя зрителей с культурной жизнью коллег. Трансляции проходят не только из учреждений Санкт-Петербурга, но и из учреждений культуры по всей России.

Второе место — «Международный театральный онлайн-фестиваль»

Ежегодный театральный онлайн-фестиваль, на котором демонстрируются работы мировых артистов и трупп, а также известных режиссеров, которые обратились к театру, как к способу исследования процесса мастерства и перформативности. В течение месяца фестиваль представляет работы международных театральных артистов и трупп со всего мира, становясь платформой для встреч международных театров и аудитории. Тема 2021 года — направление будущего. Все постановки и дискуссии были направлены на определение пути к переопределению, переосмыслению и ренессансу театра XXI века в пандемию и после нее.

Первое место — проект «Марафон юношеских оркестров мира»

В трудное для сферы культуры и искусства время фестиваль сплотил музыкально одаренных детей и подростков из 19-ти юношеских оркестров и 28-ми стран. Трансляция марафона состоялась 23 января 2021 года. В России марафон транслировался на телеканале «Россия Культура» и на платформе «Смотрим. ру», а также был показан в других странах, которые принимали участие в проекте. Россию в марафоне представлял Всероссийский юношеский симфонический оркестр.

«Специальный приз жюри»

Специальный приз присужден проекту «Собор: скрытые знаки и потайные двери. VR-тур». Организатор: Государственное автономное учреждение культуры Калининградской области «Кафедральный собор».

Это 3D-тур по самым интересным местам Кафедрального собора с интеграцией сюжета, исторических персонажей, визуальных эффектов и элементов анимации. VR-путешествие «Собор: скрытые знаки и потайные двери» — результат коллаборации сотрудников собора и фильммейкеров компании «Franema», который появился на свет благодаря гранту благотворительного фонда Владимира Потанина. Все три серии тура отличаются динамичным повествованием и разнообразными визуальными решениями. Зритель имеет возможность остановиться и самостоятельно осмотреться в том или ином помещении собора.

В этом году в премии стали активно участвовать региональные проекты: культурные институции из более чем 50-ти регионов России представили свои яркие, аутентичные проекты, посвященные общей истории культуры и искусства, а также местным традициям. В том числе и на национальных языках!

Культура и правда не имеет границ. Даже виртуальных!

Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности
Согласен на получение новостей и предложений по электронной почте
Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности
Согласен на получение новостей и предложений по электронной почте