Всё об организации
и продвижении событий

Интервью

Вера Рейхет: «Сейчас в Манеж не выстраиваются огромные очереди. Это дает уникальную возможность для более личного и глубоко взаимодействия с искусством»

Поговорили с Верой Рейхет, начальником отдела кураторских проектов в ЦВЗ «Манеж», о том, как Манеж проводил онлайн-медиации по время самоизоляции и как прошла первая выставка после отмены ограничительных мер.

Как Манеж провел изоляцию, в каком режиме вы работали? 

Манеж приостановил работу выставочного зала с 18 марта по 5 июля включительно. В этот период команда продолжала удаленно готовить выставочные проекты. Многие мероприятия образовательной и инклюзивной программы мы смогли перенести в онлайн. Это был новый, но очень полезный для нас опыт.

Какие планы подкорректировались из-за ситуации с вирусом? Какие и сколько выставок пришлось отменить или все осталось в прежнем режиме? 

Мы были вынуждены перенести выставку «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum» (проект рассказывает историю СССР и России с 1947 по 2020 годы через объективы легендарных фотографов-документалистов). Изначально ее открытие было запланировано на начало апреля, но мы смогли представить экспозицию публике только 6 июля после возобновления работы выставочного зала.

Выставка «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum». Первый этаж. Фото: Василий Буланов

К сожалению, у наших посетителей было чуть меньше трех недель, чтобы посмотреть выставку вживую. Она пользовалась огромным интересом у аудитории, но выставочный план не позволял нам продлить ее на более длинный срок. Сейчас на сайте Манежа доступен 3D-тур по экспозиции. Конечно, он не заменит эмоций от физического посещения выставки, но позволит познакомиться с творчеством легендарных фотографов (Анри Картье-Брессона, Роберта Капы, Евы Арнольд, Томаса Дворжака и других), многие из работ которых были впервые показаны публике именно на выставке в Манеже.

Из-за пандемии мы были вынуждены перенести на следующий год выставочный проект арт-группы Recycle. На момент начала карантина художники находились во Франции, а производство в России. Логистика не позволяла подготовить выставку в срок, поэтому проект был отложен на год.

Все остальные запланированные выставочные проекты Манежа реализуются точно в срок без каких-либо изменений, но с учетом новых условий и с соблюдением необходимых мер безопасности.

Выставка «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum». Аванзал. Фото: Василий Буланов

Освоили ли вы новый формат онлайн-выставок или экскурсий онлайн, онлайн-туров? Есть в планах история с выходом в онлайн-пространство с совмещением офлайн и онлайн-форматов?

Как в период самых жестких ограничений, так и сейчас, когда мы постепенно выходим из режима самоизоляции, Манеж развивал и продолжает развивать свое digital-направление. Во время карантина мы запустили 3D-туры, позволяющие нашей аудитории посещать выставочные проекты удаленно. Так нами были созданы виртуальные туры по экспозициям «Дейнека / Самохвалов», «Жизнь после жизни», «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», «Новые Руины. Гранит», «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum».

В рамках выставки Magnum вся дополнительная образовательная программа Манежа впервые была реализована в онлайн-режиме. Она включала в себя виртуальные кинопоказы, онлайн-встречи и дискуссии с фотографами, онлайн арт-медиации и туры. 

Мы продолжим развивать присутствие Манежа в digital-сфере и после возвращения к привычному образу жизни. Эти инструменты позволяют привлекать новую аудиторию и дают уникальные возможности для запуска новых форматов взаимодействия с искусством.

Отдельно хочется рассказать про абсолютно новый для нас формат — арт-медиации. Арт-медиация отличается от классической экскурсии тем, что подразумевает активное вовлечение в процесс обсуждения всех ее участников. Подразумевает готовность к диалогу, вопросам и заданиям со стороны медиатора, высказыванию собственного мнения. Во время пандемии сотрудники отдела кураторских проектов прошли обучение у лучших педагогов, среди которых были сотрудники Государственного Русского музея и Уральской биеннале. Их опыт и поддержка позволили нам запустить онлайн арт-медиации уже в период карантина. Теперь, после открытия Манежа, мы продолжаем развивать этот формат и в офлайне.

Есть в планах создать в ближайшем будущем выставку, связанную с пандемией? Как-то актуализировать до конца года происходящее. Есть мысли о том, как вы это видите: что это будет, как это будет?

Таких планов нет. Манеж — это государственное бюджетное учреждение, выставочный план которого утверждается за год Комитетом по культуре. Наш план на 2021 год был подготовлен еще до карантина и уже отправлен на утверждение в Комитет. Он, конечно же, не предусматривал выставки, посвященные пандемии. 

Но экспозиция «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum» трансформировалась в ходе подготовки проекта, происходившей в самый сложный период пандемии. Изначально мы планировали закончить наш рассказ 2019 годом (выставка показывает портрет страны в объективе иностранных фотографов с 1947 года). Но мы включили в нее совершенно новый фотопроект Нанны Хайтманн. Весной 2020 года фотограф снимала в красной зоне московской больницы, где врачи боролись за жизнь больных с коронавирусом. Проект, озаглавленный «Просто стой и смотри», был опубликован на портале «Такие дела» и дополнил экспозицию нашей выставки. 

Как готовились к первой выставке после самоизоляции? 

Как я уже упоминала, первой выставкой после возобновления работы выставочного зала стал проект «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum», созданный в сотрудничестве с агентством Magnum Photos совместно с куратором и историком фотографии Ниной Гомиашвили. Этот проект готовился около года и должен был открыться весной 2020.

Выставку монтировали дольше, чем обычно, поскольку из-за ограничений на этаже не могло находиться более 5 человек одновременно. Все специалисты должны были работать в маске и перчатках. Куратор выставки руководила застройкой удаленно. Вся команда с нетерпением ждала, когда снимут ограничительные меры. Уже готовая к посещению публики, выставка еще достаточно долго ожидала своего открытия. 

В чем сейчас особенность в подготовке выставок, какие правила безопасности вы соблюдаете? Есть какая-то пропускная норма в день, которую необходимо соблюдать сейчас? 

На данный момент мы продолжаем ограничивать количество специалистов, участвующих в застройке, следим, чтобы все работали в масках и перчатках. Вход в Манеж для посетителей — только по электронным билетам в определенные промежутки времени. Когда мы открыли выставку Magnum, пропускная способность составляла 60 человек в час, позже, когда правительство Санкт-Петербурга отменило часть ограничений, мы постепенно увеличили количество посетителей до 100 человек в час.

Выставка «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ». Маяна Насыбуллова, «Опять ничего не происходит». Фото: Михаил Вильчук

На выставке «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ», которая проходит в данный момент, мы принимаем не более 150 человек в час. Все посетители допускаются к просмотру экспозиции только в масках, перчатки рекомендованы, но не обязательны. В первые недели после открытия мы ограничили работу книжного магазина, кафе и гардероба. Но сейчас по согласованию с Роспотребнадзором мы смогли возобновить их работу

В выставочном зале проходит регулярная уборка и дезинфекция пространства, все посетители могут воспользоваться на входе и выходе дезинфицирующим средством. Волонтеры следят за соблюдением социальной дистанции, на полу есть специальная разметка для этих целей.

Как думаете, что изменится после этой истории, которая закономерно закончится, в музейно-выставочной деятельности? Что останется с нами навсегда, что видоизменится в плане организации выставок, или опять же вернется. 

Лично мне нравится идея электронных билетов и система сеансов, которая разделяет потоки людей. Я хотела бы ее сохранить, но это мое личное ощущение. Сейчас в Манеж не выстраиваются огромные очереди из желающих попасть на модную выставку, а внутри не собираются толпы посетителей. Это дает уникальную возможность для более личного и глубоко взаимодействия с искусством, изучения творчества художников.

Экспозиция «Жизнь после жизни». Фото: Михаил Вильчук

Да, возможно, людям, которые испытывают сложности с приобретением электронных билетов, такая система не очень нравится, но тем, кто пришел без билетов, наши волонтеры всегда помогут приобрести его онлайн (если, конечно, билеты все еще будут в продаже на тот момент). 

Надеюсь, наши новые форматы (онлайн-туры, виртуальные лекции и дискуссии, арт-медиации) останутся с нами навсегда. Но я также рассчитываю, что ограничения на офлайн-туры (а сейчас мы можем проводить их не более чем для 5 человек) будут сняты как можно скорее.

 

Татьяна Лебедева

Рекомендуем посмотреть