Обсудили с Галиной Прокшиной, директором петербургского ВИА «Пролетарское танго», как устроена организация гастролей и концертов коллектива в регионах северо-запада России: как охватить дачников и пользователей ОК, использовать «уточек» и пенсионерок, наладить правильные связи и не уйти в итоге в глобальный минус.
Зачем организатору концертов идти в регионы? В столицах ведь денег больше, и всё уже отработано.
Да, мы собираем здесь большие площадки. Но гастроли в других городах дают бОльший охват, узнаваемость. Если вы ещё не попали на ТВ — а мы, например, не попали — нужно искать новую аудиторию по-другому.
Впрочем, в тот момент это была скорее такая авантюра, чем продуманное решение. Нам просто захотелось попробовать, в итоге получился интересный новый опыт. Северо-запад мы выбрали потому, что он был нам близок. В тот же Череповец мы уже до этого ранее ездили с частным концертом. Решили охватить ещё Архангельскую область, и всё завертелось.
Этот новый опыт был для вас успешным?
И да, и нет. Если говорить о финансах, то мы ушли по итогу в минус — к счастью, не глобальный. То есть, артисты свои зарплаты получили, но вложения не отбились.
Но если говорить о продвижении, мы открыли для себя целое непаханое поле. В основном это аудитория «Одноклассников». Из ОК много людей пришла к нам после этих гастролей в ВК, YouTube, и наша аудитория выросла. Facebook*, Instagram** в провинции не работают нормально.
Сейчас вы продолжаете выступать в регионах?
Да, скоро у нас будет новый тур. Но теперь мы уже сами его не организуем, а работаем через агентство — потому что самому можно просто умереть (смеётся). Плюс, нужны деньги, которые надо где-то взять. А мы сейчас всё вкладываем в развитие коллектива.
Как можно охарактеризовать провинцию, по сравнению со столицами, с точки зрения организатора ивентов?
Ну… Это всё то же самое, только очень сложно.
Можно ли сказать, что в Москве и Питере Европа, а там СССР?
Однозначно нет. Например, мы сейчас ездили с гастролями в канадский Торонто, и там билетный сервис был хуже по интерфейсу и функционалу, чем тот, с которым мы работали два года назад в Архангельске.
Это не СССР, просто там живут другие люди, с другим мышлением. Они много чего не знают, в них есть эдакая провинциальная наивность. Это проявляется во всём, начиная с разговоров в, и заканчивая дизайном афиш… Люди наивные, но при этом закрытые. Это не плохо и не хорошо, это просто вот так.
Как организатор может использовать эту наивность?
Многими способами. Например, применяя механизм с «уточками», о котором я рассказывала в своём докладе. «Уточки» — это девушки, которые громко говорят в автобусе по мобильному телефону, якобы с друзьями, что вот скоро в городе будет такой-то концерт, и как это интересно. У нас это работало хорошо. Люди слышали разговоры «уточек», потом видели рекламу по ТВ, слышали по радио, и так у них возникал интерес. Если бы мы им в лоб сразу продвигали рекламу, они бы не поняли, что происходит, или вообще испугались бы.
В Питере «уточки» бы не сработали. Впрочем, сейчас я не уверена, что они сработали бы и в Архангельске — всё-таки два года прошло, и за это время многие люди начали ездить в общественном транспорте в наушниках.
Что ещё хорошо работает в провинциальных городах, по вашему опыту?
В нашем случае отлично сработали распространители билетов. Обычно это пенсионерки, и мы им всегда заранее показываем весь материал. Одной такой понравится — она пойдёт подругам расскажет. Получается такое «сарафанное радио», очень эффективное.
А как с традиционными каналами?
Радио и телевидение в регионах до сих пор работают хорошо. Причём радио особенно эффективно осенью на дачную аудиторию. Когда дачники работают в полях, картошку копают, а фоном работает радио. О, думают они, что-то новенькое, интересно…
Правда ли, что публика в провинции менее избалованная?
Скорее люди там устали от одного и того же. Они заранее знают, что в одно то же время каждый год к ним приезжает Лазарев, приезжает Киркоров, «Руки вверх»… И людям надоело. Поэтому когда кто-то новый говорит, что собирается приехать, они сразу задаются вопросом: «А кто это, стоит ли пойти?» Они может в итоге и не пойдут, но интерес будет.
Как аудитория тамошняя принимает новых музыкантов?
Замечательно, позитива не меньше, чем в столице. Впрочем, «Пролетарское танго» вообще у всех вызывает позитивные эмоции. Это молодой мужской коллектив — средний возраст 25-27 лет — но играет он ретро, в джазовых аранжировках. И бабушки, и меломаны в восторге. Аудитория у нас от 17 до 60, в основном женщины, что понятно с таким составом ВИА 🙂
Что вы посоветовали бы организатору концертов, который хочет из Москвы/Питера масштабироваться на провинцию?
Если это новый для вас регион, и вы там ещё никого не знаете — обязательно надо заранее завести полезные знакомства. Например, найти в ВК известного местного ведущего — у него наверняка есть крутые контакты. Напишите ему, познакомьтесь. Выйдите на какого-нибудь помощника помощника директора местного ДК и скажите ему, что хотите устроить у них концерт. В провинции связи решают!