Ивентология — все о продвижении и организации мероприятий (событий).
Event-маркетинг от А до Я.
Как «Тотальный диктант» стал федеральным проектом. Секреты организаторов
В чём секрет организации проекта «Тотальный диктант»? С чего всё начиналось, как проект, который студенты запустили по фану, вышел на федеральный уровень и из чего состоит его математика? Рассказала Ольга Ребковец — основатель и председатель правления фонда «Тотальный диктант».
Гостем подкаста «Ивентология» стала Ольга Ребковец, основатель «Тотального диктанта». С Наталией Франкель они поговорили о том, как из студенческой инициативы вырос большой федеральный проект. Самое интересное из беседы собрали в статье. А послушать подкаст целиком можно по ссылке.
Как родился и вырос «Тотальный диктант»
«Тотальный диктант» появился в 2003 году в академическом городке Новосибирского государственного университета, где студенты-гуманитарии придумали на днях гуманитарного факультета провести диктант. Просто для удовольствия и чтобы напомнить участникам, как писать правильно. Никто не ожидал, что мероприятие вызовет большой интерес.
Но внезапно диктант понравился сначала математикам и физикам, потом соседям по академгородку, потом Новосибирску, а дальше он вышел за пределы города.
В основе идеи школьный диктант — причём в максимально сложном варианте. Тексты для диктанта выбираются самые зубодробительные, из классической литературы, те, в которых даже очень грамотные люди могут сделать ошибки.
В 2009 году диктант вышел за пределы университета. Прочитать диктант пригласили Псоя Короленко, выпросив на это деньги в деканате. Ему купили билет из Москвы, с помощью районной администрации распространили информацию, что приедет столичная звезда, чтобы диктовать «Тотальный диктант».
Тогда вместо традиционных 200 человек на диктант пришло больше 600. Ребята захлебнулись в проверках — пришлось создать филологический совет. Проверять нужно было качественно, т.к. люди могли приходить со словарями, справочниками и просить объяснить их ошибки.
В 2010 году диктант вышел на федеральный уровень. Организаторы заявились на национальную премию в области развития общественных связей «Серебряный лучник» сначала на Сибирский этап, потом на федеральный. Премию выиграли с диктантом 2010 года, который собрал 2500 человек на 17 площадках. Текст для него написал Борис Стругацкий, что стало федеральным инфоповодом. На этой премии создатели проекта получили запрос от первого города — Екатеринбурга — на проведение «Тотального диктанта» у себя. К тому же они заявили, что хотят в 2011 году собрать на диктант 5 городов.
С Екатеринбургом решили проводить диктант в один день, писать один текст. Организаторы взяли на себя разработку инструкции и всего процесса.
В итоге в 2011 году участие в диктанте приняли не 5, а 11 городов. Сначала выбирали для сотрудничества сибирские города, т.к. было проще держать личные контакты. Дальше проект начал разрастаться практически сам по себе с каждым годом.
На проект приходят совершенно разные люди с разными целями:
- кто-то ностальгирует по школе, университету
- для кого-то это возможность интеллектуального досуга
- для кого-то это семейный досуг
- кто-то всерьёз идёт проверять себя и свою грамотность
- кто-то хочет доказать силу советской школы. Люди старшего поколения приходят на диктант, потом на разбор и помнят не просто формулировку правила русского языка, а даже страницу учебника, где оно написано, и фамилию его автора.
Ольга Ребковец: «У нас никогда не было задачи заманить на диктант школьников, но при этом 15% аудитории Тотального диктанта — это школьники. Для них это что-то вроде взрослой игры, способ посоревноваться со взрослыми».
Как продать идею проекта известным людям
Люди, работающие над «Тотальным диктантом», стояли на развилке. Они понимали, что проект собрал много людей в университете, появились запросы от других площадок. В то же время они понимали, что на 17 площадок у них не будет возможности привести кого-то из Москвы.
Прозвучала идея о том, что не может быть много известных людей, которые будут читать диктант. Зато может быть один крутой автор диктанта. Решили попросить какого-нибудь писателя написать текст для проекта. Долго думали, какого именно. Стали вспоминать, кто есть из знакомых.
Ребята дружили с писателем-фантастом из академгородка Геннадием Пашкевичем. Он работал со Стругацкими. Он и попросил Бориса Стругацкого написать текст. Тот ответил, что терпеть не мог школьные диктанты, но не может отказать студентам, и запросил материалы.
После этого долгое время не было очереди желающих написать новые тексты для диктанта. Некоторые авторы отказывали, не понимали сути акции и не хотели тратить время на проект. Но всё чаще популярные авторы соглашались написать текст для диктанта.
С 2012 года, когда акция распространилась на Москву, диктовать диктант начали звёзды. Например, на журфак МГУ приходила Тина Канделаки, чтобы диктовать «Тотальный диктант». Она стала первой медийной персоной, участвовавшей в проекте.
С 2012 года ни одного диктанта не пропустила Яна Чурикова. Она читала его и на «экзотических» площадках: в троллейбусе, на корпоративной площадке Сбербанка, в Ленинской библиотеке, в Пушкинском музее.
Какая команда стоит за проектом
Команда за годы существования «Тотального диктанта» мало изменилась. Это неравнодушные люди, которые занимаются диктантом в свободное от основной работы время.
Одна часть команды — штаб-организаторы, вторая — эксперты-филологи — это сотрудники вузов, научных организаций.
Масштабирование проекта не завязано на административном ресурсе. Где есть человек, который готов разделить ответственность, ценности проекта, привлечь ресурсы, всё организовать — там и проводится диктант. Это может быть вуз, библиотека — любое место.
Ольга Ребковец: «Для меня это долгое время было парадоксально. Чем диктант так цепляет людей, что журналисты, инженеры, преподаватели, школьники, студенты, библиотекари, политтехнологи — люди совершенно разных профессий объединяются в это сообщество организаторов Тотального диктанта? Именно благодаря им акция и движется, благодаря этому сообществу обеспечивается устойчивость проекта. Никаких материальных ресурсов не хватило бы, чтобы организовать такого масштаба мероприятие».
На проекте работают волонтёры, они организовывают команду экспертов, которые проверяют работы, диктуют, помогают во всём.
Горизонт планирования идёт обычно на год.
Как продолжать развивать проект
Ольга считает, что важно удерживать две рамки.
С одной стороны, «Тотальный диктант» перестал быть мероприятием одного дня. Чтобы диктант состоялся, команда работает почти целый год. В июне уже пишется текст диктанта, в июле к нему подключаются филологи. Часть команды готовит инструкции для разных городов.
С другой стороны, организаторы столкнулись с запросом людей на то, чтобы повысить свою грамотность и поучиться. Система образования для взрослых людей не предлагает какого-то обучения русскому языку. Отсюда появились онлайн-курсы, книги по русскому языку и корпоративная программа «Тотального диктанта».
За все годы существования проекта Ольга не может вспомнить времени, когда что-то было легко. Когда легко — это неинтересно. Всегда хотелось ставить перед собой новые задачи.
Несмотря на всё происходящее в последние 3 года, «Тотальный диктант» не потерял своей сути и не развалился.
Ольга Ребковец: «Надо, чтобы пёрло. Смысл проекта для души — он тебя вдохновляет, даёт силы, энергию, чтобы добиваться, выстраивать линию коммуникации, искать нужных людей, ресурсы. Плюс щепотка упёртости, горстка устойчивости к разным внешним факторам… Возможность смотреть широко и находить способы, чтобы проект двигался, развивался. Мыслить сразу масштабно — это, наверное, ключ к успеху Тотального диктанта».
Математика проекта
«Тотальный диктант» — изначально некоммерческая организация. Юрлицо появилось, только когда нужно было оформлять взаимоотношения с партнёрами. Глобальной цели заработка не было. Но чтобы всё это работало, создавались образовательные продукты, нужны ресурсы.
Доходы складываются из:
- Грантов 50%.
- Договоров с партнёрами-спонсорами, которые решают свои PR и маркетинговые задачи.
- Корпоративной программы «ТД». В проект приходят компании и заказывают для себя разовые тренинги или курсы, корпоративные диктанты, мероприятия с писателями, например, лекции от филологов.
- Краудфандинга. Под определённые задачи проекта собирали деньги с аудитории. В проекте нет платных продуктов, но в этом году попросили людей помочь собрать деньги на ручки.
- Ресурсов, которые привлекают городские команды. Каждый городской координатор для своей площадки сам ищет партнёров, спонсоров, организует корпоративные площадки на городском уровне. Это организаторы диктанта не контролируют и не просят делиться.
База, которой достаточно, чтобы диктант состоялся — 10-20 млн рублей. Это минимум, а дальше городские координаторы свои задачи решают самостоятельно.
Потом оценивают оставшиеся ресурсы. Если есть дополнительный грант — делают ещё один проект. Если есть партнёры, спонсоры, — добавляют продукты, интеграции.
Чтобы отработать партнёра эффективно, нужно делать тематические интеграции. Например, с одной компанией делали онлайн-курс по деловой коммуникации.
Всё остальное — возможность вложиться в дополнительную образовательную историю или провести диктант масштабнее.
«Тотальный диктант» никогда не оплачивал публикации в СМИ, и только в этом году начали закупать таргет на просветительский контент, чтобы усилить образовательный эффект.
Аудитория, которая приходит сейчас, — органическая. Это в основном сарафанное радио.
Основная масса приходит через «Тотальный диктант», кто-то становится слушателем курсов, читает контент.
Самые яркие события и фейлы «Тотального диктанта»
Самая яркая партнёрская интеграция — с авиакомпанией S7, когда диктант прошёл на высоте 10 000 метров.
Ещё диктант в 2014 году провели на МКС.
В текстам, которые пишут организаторы, всегда относятся очень критически и рассматривают их чуть ли не под микроскопом. И каждый раз бывают ошибки или опечатки в презентации. Это происходит от дефицита времени, внимания и глобально от дефицита в команде. Люди всегда работают на надрыве, один человек работает за десятерых.
Один раз чуть не потеряли автора текста, когда не было отработанной многоступенчатой системы взаимодействия. В текст внесли правки и направили исправленный вариант автору. Она обиделась и предложила обойтись без неё в проекте. После этого установили правило, что каждое предложенное к правке слово нужно объяснять и давать только в виде предложения, а не в качестве директивы.
После «Тотального диктанта» появилась масса других диктантов для проверки чего-либо. Например, акция «Лаба», где проверяли знания в области естественных наук.
Ольга Ребковец: «Нам это причиняет некоторые неудобства, т.к. те же наши координаторы делают диктант по любви, а ещё 5 диктантов их заставляют проводить. Возникает борьба за аудиторию, т.к. человеку, которого заставили прийти на тот или иной унылый неинтересный диктант, сложно потом объяснить, что наш диктант крутой и интересный».
Но ни один из «конкурентов» не сделал пока чего-то нового, чего не было у основателей «Тотального диктанта».
Конечно, главное, что нужно сделать и уже сделал «Тотальный диктант» для защиты от полного копирования, — зарегистрировать бренды и торговый знак.
В прошлом году проект собрал около 450 тысяч человек, вместе с участниками онлайн — 800 тысяч. Организаторы нацелены собрать 1 млн участников офлайн.
Рекомендуем посмотреть
Подпишитесь на рассылку
и получите комплект материалов для проведения онлайн-ивентов