Ивентология — все о продвижении и организации мероприятий (событий).
Event-маркетинг от А до Я.
Напольные деловые игры: зачем они нужны и как организовать
С помощью напольных игр можно сплотить команду, а можно создать соперничество и посмотреть, как люди будут относиться друг к другу. Зачем это нужно и как применять, рассказал Георгий Чижов, бизнес-тренер, игротехник, игропрактик и спикер SOLD OUT. Собрали в статье самое важное из рассказа о деловых играх.
Зачем нужны деловые игры
Когда человек включается в игру, открываются такие интересные стороны, которые обычным бизнес-тренингом не вскроешь. Поэтому Георгий использует в своей работе истории и игры. Например, если начертить на полу классики, многие люди не пройдут мимо, а сыграют, то есть попрыгают по нарисованным квадратам.
Как только применяете игру, вы:
- Воспитываете участников.
- Безобидно обучаете.
- Строите коллективные связи.
Иногда игры проводятся, чтобы узнать о происходящем в коллективе и о том, какие отношения у сотрудников между собой. Например, Георгий провёл игру для компании. Один из работников закричал: «Да пусть её сожрут, она из бухгалтерии!» После этого руководители задумались, а почему этот человек так зол на бухгалтера.
Деловая игра в форме интеллектуального тимбилдинга даёт возможность сотрудникам различных отделов и подразделений, не часто пересекающихся по работе, объединиться и сообща принимать решения.
При этом игра отличается от бизнес-тренингов, где обучают определённым навыкам, и от тимбилдинга, задача которого — сформировать команду.
Деловая игра может служить дополнительным инструментом для HR-отдела (кадровой службы) компании-заказчика. Такой инструмент поможет оценить потенциал сотрудников, чтобы потом сделать кадровые рокировки.
Чем напольные игры отличаются от настольных?
По сути, ничем. Просто игровое пространство находится на полу, а не на столе. Когда человек попадает на территорию игры, он уже вовлекается, его мышление меняется, выделяется важное и не хватает места для неважного.
Что такое объёмные напольные игры?
Игры, в которых вместо фигур выступают люди. Конфигурация пространства и команды:
- какой историей наполнить это место
- какая сказка здесь развернётся
- какие роли будет играть каждый
- какую роль каждый сыграет в конечном результате.
Как создать напольную игру
В организации игры участвуют: игротехник (придумывает игру), игропрактик (реализует), модератор (следит, чтобы правила игры не нарушались).
Правила для модераторов
- Количество участников — от 2 до 40 человек, в зависимости от вида игры.
- Территория — закрытое помещение или на природе.
- Целевая аудитория — предприниматели, студенты, рабочий коллектив.
- Регламент — время на подготовку, время самой игры, обратная связь.
У Георгия была игра, где участники могли идти, куда захотят. То есть было нелинейное прохождение. Для взрослых это было интересно и одновременно сложно, потому что у взрослых, в отличие от детей, есть границы, рамки. Но игра помогает эти границы преодолеть.
Примеры напольных игр
1. «Шашки»
Игра для смешанного коллектива. Позволяет оценить команду: все шашки равноценны, каждая имеет право сделать ход.
Игра проводится на классическом шахматном поле 8 х 8 клеток. Рекомендуемое количество игроков — 24 человека (по 12 в команде), они согласуют в своей команде следующий ход и перемещаются по доске или перемещают фигуры (пуфики), если игроков не хватает.
Время принятия решения по следующему ходу ограничено. Ведущий вслух фиксирует окончание «времени на раздумье» и в случае отсутствия единого решения делает случайный ход, затем наступает очередь второй команды.
2. «Недошахматы»
Игра для руководителей. Позволяет оценить аналитические способности игроков, скорость принятия решения, взаимодействия с коллегами.
Игра проводится параллельно на двух полях 2 × 8 клеток. Минимальное количество игроков — 4 человека (например, Король, Королева, Конь, Ладья в каждой команде), они согласуют внутри своей команды следующий ход и перемещают фигуры по доске. Максимально — по 16 человек в каждой команде.
Игра по большому счёту не командная, но может показать возможность создания «коллективного разума». Время принятия решения по следующему ходу ограничено, ведущий вслух фиксирует окончание «времени на раздумье» и в случае отсутствия единого решения делает случайный ход, затем передаёт очередь второй команде.
3. Шашки-шахматы
Уникальность игры — поле разделено на 4 части, что позволяет играть небольшими командами короткие партии («недошашки», уголки, крестики-нолики).
У каждого участника свой жилет с цветом команды и номером. Можно добавить шапки, чтобы было понятно, кто стал дамкой.
4. Опытный предприниматель
Георгия спросили, можно ли сделать игру по типу CashFlow. В итоге получился «Опытный предприниматель». Уникальность игры — в необычной кассе и складе: учёт накопленного и потраченного ведётся с помощью камешков (система подсчёта у древних племён).
При этом всё видно: сколько сотрудников, сколько получают, какой кредит, что взяли в лизинг и т. д.
Но есть нюанс. Если люди не понимают в предпринимательской деятельности, игра им не подойдёт.
5. Мегаслов
Уникальность игры — никакого отличия от обычного «Эрудита», кроме размеров поля и букв. Возможность встраивать в любые мероприятия, просто положив игру в фойе.
По сути, для напольной игры можно адаптировать любую настолку. Всё зависит от задач.
Также можно менять правила. Например, в тех же шашках сыграть с закрытыми глазами или не общаясь друг с другом.
Подбор реквизита и игрового поля
Бывает, что компания по договору забирает весь реквизит после прохождения игры. Это минус, потому что после этого клиент может сам проводить те же игры: правила уже известны и поле игровое есть. Это нужно учитывать в цене.
Важно: если мы создаём свою игру на основе уже существующей, например «Эрудит», то название должно быть другим, иначе нарушается авторское право.
Если бюджет на игру маленький, можно обойтись недорогими решениями. Например, можно пойти в строительный магазин, купить разноцветные обои и сделать игровое поле. Главное, чтобы человек смог поместиться на таком поле.
Как собрать команду для деловой игры
- Распределяем роли: случайно, согласно компетенциям, самостоятельно внутри команды.
- Лидеров и аутсайдеров полезно менять местами в командах. Иногда это приводит к интересным выводам.
- Что делать с выбывшими, когда игра продолжается? Они могут стать зрителями, или можно ввести их, как новых игроков, если позволяют правила. Например, в шашках фишками могут быть пуфики. Когда игрока «съедают», он становится на место пуфика. Также с выбывшими можно записать интервью или заполнить анкеты.
- Что делать с проигравшими, когда игра закончилась? Изучить ошибки, дать возможность отыграться, сменить лидера.
Для всех участников должны быть призы: для проигравших — утешительные, для победителей — нормальные.
Как не свалиться в хаос во время напольной игры
В игре ведущий — всегда главный. Участники порой пытаются протолкнуть свои правила, но так делать нельзя. Ведущий должен пресекать любой бунт.
- Правила печатаем в нескольких экземплярах, чтобы команды могли их прочитать заранее и в ходе игры.
- Ведущий — главный! С ним спорить нельзя, даже если правила не нравятся.
- Паузы, переходы, перерывы — не более 5 минут, иначе люди «остывают».
- Обязательно должно быть основное питание и небольшой перекус, если игра идёт более двух часов.
Анализ поведения игроков
Специалист геймификации из Англии Andrzej Marczewski провёл интересное исследование. Согласно ему, все игроки делятся на два типа: самомотивирующиеся и требующие мотивации.
Те, кто мотивируется самостоятельно:
- свободные духом — хотят создавать и исследовать, их мотивирует сама анатомия процесса
- достиженцы — ищут пути для собственного развития, их мотивирует достижение мастерства
- благотворители — хотят отдавать и обогатить жизнь других, их мотивирует сама цель.
Те, кому необходим внешний мотиватор:
- пользователи — играют, чтобы получить награды, при этом пользуются социальными сетями
- эксплуататоры — хотят получить вознаграждение любыми средствами; будут находить и использовать лазейки в правилах, если это поможет им получить награду
- потребители — хотят награды за действия; они будут участвовать во всех викторинах и программах лояльности, но только если это даёт им что-то взамен
- самостоятельные — хотят награды за свои действия с другими пользователями — например, они будут отвечать на вопросы, чтобы получить очки в пользу количества над качеством.
Основная задача при разработке игры — перевести участников в категорию самомотивирующихся.
Но для этого нужно:
- увидеть тех, кто требует мотивации
- дать мотивацию
- проанализировать поведение игроков
- найти возможность изменить поведение игроков
- учесть результат в реальной деятельности.
Причём нельзя нарушать игровой процесс и привлекать внимание.
Способы анализа
- Наблюдатель. В отличие от модератора он не включён в игровой процесс. По сути, это отдельный специалист, задача которого — изучать людей.
- Видеосъёмка. Желательно два оператора: общий и крупный планы.
- Психологи и HR. Присутствие на игре либо обработка видеозаписи после игры.
Заказчик может заранее сказать, какой вопрос, связанный с персоналом, его волнует. Во время игры психолог исследует поведение участников и даёт развёрнутый ответ.
Важно: соблюдайте юридические требования, если тестируете игроков с психологом или записываете видео. Не забывайте подписывать соглашения.
Для анализа применяются следующие методики: MBTI, таблица компетенций, ТУАИ (теория уровней абстрактного интеллекта Фельдмана), ТМИ (теория множественного интеллекта Г. Гарднера), спираль мотиваций.
Напольные игры может провести каждый. Например, возьмите скотч, фломастер и бумагу. Этого хватит, чтобы сыграть в шашки или даже в шахматы со своей командой.
При этом напольные игры — это не только развлечение. Они должны выявлять коммуникативные связи и ролевые отношения в команде.
Рекомендуем посмотреть
Подпишитесь на рассылку
и получите комплект материалов для проведения онлайн-ивентов