Ивентология — все о продвижении и организации мероприятий (событий).
Event-маркетинг от А до Я.

Подготовка событий Проведение событий Инструкции и алгоритмы Event как бизнес

Как сделать онлайн-трансляцию мероприятия

Что нужно знать организатору о постановке света, настройке звука, подборе контента и проведении онлайн-трансляции конференции. Какие есть платформы для этого и как не повторять ошибок других организаторов — разбираем в статье.

Проведение онлайн-трансляции конференции | Как сделать трансляцию мероприятия | Платформы для трансляцииУ организатора, который решил подготовить качественную онлайн-трансляцию конференции, возникает очень много вопросов: по технической части, взаимодействию внутри площадки и о том, что ещё нужно подготовить и какую команду собирать.

Помочь разобраться со всем этим мы попросили ребят из компании PROSTUDIO.NET, которая проводит онлайн-трансляции для проектов «Ивентологии». С нами общались Фёдор Слюсаренко — генеральный директор, совладелец PROSTUDIO.NET — и Елена Быкова — исполнительный продюсер, режиссёр.

 

Форматы трансляции мероприятия

Первое, с чем нужно определиться, подготавливая онлайн-трансляцию, — это её формат. Есть два основных.

 

1. Вебинар 

Это трансляция «говорящей головы» и презентации спикера. Такой формат подходит для конференций, обучающих событий. Он позволяет сэкономить на количестве камер и вообще на видеопродакшне.

Например, у вас на картинке будет спикер, его презентация и иногда — общий план зала. Также здесь можно работать всего с одной камерой. Для разнообразия подключать вторую — показывать зал в момент, когда спикеру задают вопросы.

Проведение онлайн-трансляции конференции | Как сделать трансляцию мероприятия | Платформы для трансляции2. Телевизионный, или шоу

Здесь участвуют минимум три камеры: переключаются планы, меняется общая картинка, презентация, создаётся динамика. 

Часто сюда добавляют ещё боковой план, передвижную камеру, и в целом уже начинается творческая работа.

Проведение онлайн-трансляции конференции | Как сделать трансляцию мероприятия | Платформы для трансляцииВ зависимости от формата мы и будем выбирать, что нужно для вашей качественной трансляции.

 

Что подготовить для трансляции. Проверяем площадку

До ивента и не позднее финальных двух недель до конца подготовки нужно прийти на место проведения события и разобраться со следующими вопросами.

1. Проверить скорость интернета и возможность выделенной линии

Для качественной трансляции вам обязательно нужно заказать выделенные интернет-каналы (на каждый зал по каналу плюс один резервный) — на них ничего, кроме вашей трансляции, не должно происходить. 

2. Запланировать места для постановки камер и размещения шнуров

Нужно, чтобы всё было видно в выбранных вами ракурсах, а рядом были розетки для подключения. Например, убедитесь, что обзор не перекрывает стена или колонна, в камеры не будут попадать головы зрителей или оснащение сцены. 

Позаботьтесь о том, чтобы люди не спотыкались о шнуры вашей аппаратуры.

3. Выбрать место для пультовой в зале и центральной пультовой, если событие многозальное и большое

Это то, откуда и куда будет поступать сигнал с видео и аудио и где будет сидеть команда, которая следит за качеством картинки и звука всего мероприятия.

 

4. Определиться, откуда будет идти звук

Бывает, что площадка предоставляет оборудование, но в 70% случаев, даже если оно есть, его качество или количество не подходит для качественного эфира и придётся работать со своими микрофонами и аппаратурой. 

5. Запланировать схему расстановки света

Количество света выбираем, исходя из запланированного формата, и обязательно советуемся с режиссёром и художником по свету. 

6. Подготовить сценарий

Сценарий может быть простым — в виде таблицы с таймингом, но он обязательно должен быть, чтобы команда понимала, что должно сейчас происходить на сцене.

7. Предусмотреть резервные источники питания, интернета или платформы трансляции на случай форс-мажора

Например, нужно понимать, что делать, если внезапно отключат свет, или перестанет работать интернет, или платформа заблокирует трансляцию.

8. Подготовить графику, видеоряд для трансляции

Не забывайте, что есть отдельный контент для эфира — то, что будет появляться на заставке, во время перерыва и т. д.

Сюда же относятся фоны, подложки для спикера, ролики, реклама и т. д.

Также — плашки с титрами для спикеров.

Всё это в корпоративных цветах заранее заказывайте у дизайнера, прописав ТЗ.

Также можно адаптировать офлайн-контент под выступление, когда пол-экрана будет занимать спикер, половину — презентация. 

9. Проверить экраны и проекторы

А именно — качество картинки, яркость, количество и шаг пикселей, если это светодиодный экран. Об этом подробнее поговорим дальше. 

10. Определиться, откуда и как будет выводиться контент на экраны, кто за это отвечает

Нужно также решить, как будет захватываться этот контент для трансляции, предусмотреть человека, который следит за контентом, т. е. листает презентации, следит за ними, включает видео (у кого оно есть) и т. д.

У администрации площадки нужно обязательно уточнить, когда можно заехать на монтаж, будет ли перед вами какое-то другое мероприятие (не придётся ли ждать, пока его организаторы всё закончат, и хватит ли вам времени на спокойную работу по оборудованию площадки к трансляции и на тесты) и нет ли сразу после вас ивента, ради которого придётся оперативно сворачиваться.

 

Готовим трансляцию: техническая часть

При подготовке трансляции мы работаем с важными составляющими: свет, звук, камеры, экран, центральный пункт управления. Разберём каждую из них подробно.

 

Постановка света

Если вы проводите трансляцию в формате вебинара, то схема света может быть довольно простой. Нужно подсветить спикера, стоящего на сцене. Например, свет будет направлен либо на всю сцену, либо на выделенное место, где и будет стоять спикер. 

Важно учитывать, есть ли проекторы и экраны в зале. Если в нём есть дополнительные проекторы, то они тоже будут светить. И чем больше вы поставите света, чтобы подсветить спикера, тем больше будет засвечена картинка на экране — то есть его презентация. Поэтому важно заранее выезжать на площадку и оценивать яркость экранов, место докладчика. Иногда проекторы площадки нужно менять, потому что они очень старые и не отвечают современным требованиям. 

Фёдор Слюсаренко: «В последнее время на таких мероприятиях [вебинарных] мы стараемся подсветить ещё задний фон, поставить рисующий свет, цветные лампы, чтобы сделать сцену красивее».

Проведение онлайн-трансляции конференции | Как сделать трансляцию мероприятия | Платформы для трансляцииЕсли у вас на площадке есть экран, то может быть другая история: когда, например, используется белая презентация для контента, а спикер выступает на фоне большого экрана с этим контентом, то презентация пересвечивает задний фон и спикер может стать тёмным силуэтом. Тогда нужно либо приглушать яркость экрана, либо ставить больше света в зале, чтобы компенсировать пересвет.

Для съёмки шоу на несколько камер нужно иметь в виду, что здесь будет гораздо больше работы со светом. Понадобится профессиональное оборудование, художник по свету, подбор вида этого света. Например, он бывает заливной, рисующий, контровой, динамический.

Проведение онлайн-трансляции конференции | Как сделать трансляцию мероприятия | Платформы для трансляцииНужно знать, что при работе со сценическим рисующим светом, чтобы он был виден, используют дым-машину. А это бывает невозможно на многих площадках из-за правил пожарной безопасности. 

То есть если вы хотите сделать именно шоу и телевизионный формат, то в первую очередь уточните у площадки, можно ли использовать дым-машину. 

Лайфхаки для света

  • Если используете экраны, то делайте презентации более тёмного цвета в стилистике мероприятия.
  • Чем меньше света поступает из окон, тем эффективнее можно работать в тёмном помещении.

 

Камера 

Есть много разных форматов качества трансляции и съёмки. В зависимости от целей и задач, можно подобрать камеры, которые будут соответствовать требуемым критериям и соотношению цены и качества. Например, Sony и Blackmagic будут снимать в формате 4К и могут дать картинку лучше, чем давно известная на рынке Grass Valley. 

На что обращать внимание.

  • Качество съёмки

Камера может быть старой и создаст неплохую картинку, но если вам нужно качество 4К, то выбирайте что-то современное.

Например, вам необходимо снять церемонию награждения так, чтобы это видео можно было потом сдать на телеканал. Тогда используйте камеры с 4К, потому что у вас появится возможность пользоваться отснятым материалом и через какое-то время. 

Но нужно понимать, где больше сидит ваша ЦА. Например, если люди в основном смотрят видео с телефона, то суперкрутое качество картинки может не понадобиться. Сейчас, например, некоторые ведущие спортивные телеканалы начинают отказываться от 4К-вещания, так как у зрителя нет потребности в таком качестве. Но при этом на некоторых конференциях в IT, наоборот, предпочитают 4К, чтобы на экране были чётко видны строчки кода мелким шрифтом.

Также определитесь, будете ли вы использовать отснятый материал для контента в своих соцсетях. Например, делать нарезку для reels, shorts. Если вы снимете в формате Full HD, то потом, когда картинку нужно будет адаптировать в вертикальную, качество упадёт. 

Фёдор Слюсаренко: «Сейчас на съёмках многих мероприятий, чтобы потом заказчик получил ещё дополнительный контент, мы спрашиваем, нужно ли вам 4К. Можно использовать для этого дополнительную камеру, которая будет снимать только спикеров, потом отдаём заказчику отдельный контент, снятый в 4К, с хорошим звуком, в хорошем качестве». 

Это увеличивает бюджет, но вместе с ним и лояльность партнёров и спикеров. 

  • Количество камер

Если формат вебинарный, то достаточно одной-двух камер. Можно привлекать для съёмки только одного оператора, он будет контролировать крупный план и камеру с общим планом. Если что-то происходит и нужно перевести картинку, то можно переключиться на общий план сцены. 

Самый простой способ сделать из вебинарного формата что-то классное — поставить дополнительную камеру на видеопередатчике и стедикаме, которая будет, например, во время выхода спикера красиво снимать его с разных сторон.

 

  • Приглашайте режиссёра

Даже если вы делаете просто конференцию, проконсультируйтесь с режиссёром, как можно улучшить или оживить действие на событии. Когда вы делаете шоу, то режиссёр нужен обязательно. Количество камер вообще зависит от вашей фантазии и задач.

Проведение онлайн-трансляции конференции | Как сделать трансляцию мероприятия | Платформы для трансляции 

  • Дополнительные экраны

Это экраны, на которые вы будете выводить изображение с камер. Например, если это стадион и большая площадка, то на них можно выводить крупный план спикера. 

При более дешёвом варианте для этого можно использовать те же камеры, что участвуют в съёмке эфира. Одна камера может одновременно быть в эфире и транслировать картинку на дополнительный экран. Но это ограничивает возможности режиссёра. Поэтому на более дорогих событиях часто используется два комплекта камер: только та, что работает на экране, и та, что работает в эфире.

  • Фото- или видеокамера

Сейчас часто используют фотокамеры/видеокамеры для съёмки видео. Но у них ограниченные возможности. В отличие от телевизионных, они не могут плавно наезжать на спикера, приближать изображение. Для этого у них должно быть дополнительное оборудование, а подходящие объективы для этих целей — тяжёлые и громоздкие. Телевизионная камера даёт больший диапазон для подбора крупности: может плавно наехать, объехать и дать общий план. 

Фото-/видеокамеры хорошо подходят для съёмки и трансляции интервью и небольших камерных событий, а также работы в качестве подвижной камеры с видеопередатчиком на стабилизаторе.

 

Контент

Контент для видео должен быть оформлен в общей стилистике события. Давайте спикерам шаблоны для презентации, чтобы всё было в едином стиле.

Если в зале есть экраны, то используйте для контента тёмные фоны. Дело в том, что светодиоды на экране влияют на картинку камеры. Если у них большой шаг, то изображение спикера может «поплыть» и пойти волнами. Также яркий задний экран блюрит спикера, и выглядит это так, как будто он находится не в фокусе. Хотя в зале всё хорошо видно. Спасти такую плохую картинку будет невозможно.

Подходящий шаг пикселей для экрана — максимум 3 мм.

Также вам может попасться площадка, у которой экраны с нестандартным разрешением. Например, круглые или слишком широкие, узкие. Тогда нужно делать подложки, подбирать графический контент так, чтобы он выглядел хорошо на экране и был адаптирован под эфир. 

Стандартное соотношение сторон — это 16 к 9. Если экран другой, можно использовать полезное поле и разместить на нём всю информацию, а остальное, то, что не влезает в экран, заполнить рисунками, волнами, логотипами и т. д.

Звук

Можно сделать красивую картинку и правильно поработать со светом, но если качество звука и микрофонов будет ужасным, то ситуацию не спасти. 

Есть два звука:

  1. Звук площадки.
  2. Звук трансляции.

То, что хорошо слышно на площадке, по-другому воспринимается в эфире. Если у вас хороший звук, то дальше вы можете, например, прогонять видео через нейросеть, транскрибировать, делать статьи и получать ещё много контента. 

  • Используйте свои микрофоны

Увы, часто площадки предоставляют микрофоны плохого качества. Они неплохие для колонок в зале, но абсолютно не подходят по качеству для хорошей трансляции. За этим оборудованием редко кто следит, и технику не обслуживают должным образом. В зале всё может быть слышно очень неплохо, а при трансляции появятся посторонние шумы, сигнал микрофона может прерываться. 

Например, у микрофона антенна может находиться внизу, а усиливающих приёмников нет — тогда в сигнале будут щелчки, звук может задвоиться и т. д. Учитывайте, что многие слушают трансляцию в наушниках, а если она платная, то люди будут от такого не в восторге.

В лучшем случае можно попробовать при монтаже что-то вырезать кусками, обработать через плагины, нейросети — и не факт, что выйдет хорошо.

  • Учитывайте, что спикеры могут говорить по-разному

Кто-то держит микрофон боком, у живота, и его вообще не слышно. А есть профессионалы с поставленным голосом, которые на сцене говорят громко и уверенно. 

Для кого-то лучше вообще использовать не микрофон, а гарнитуру — например, если у спикера низкий, бархатный голос (как у Дмитрия Румянцева). При использовании гарнитуры на ивенте нужен ещё один отдельный специалист.

 

  • Используйте шумовые микрофоны

Это актуально, даже если у вас небольшая конференция, а если вы делаете шоу, то шумовые микрофоны обязательны. Это поможет передать атмосферу зала и сильно повлиять на итоговое восприятие зрителем вашей трансляции. 

  • Звукорежиссёры

Если в зале много микрофонов, у вас крупный эфир, приглашайте второго звукорежиссёра. 

Зачем? Все звуки можно передать на отдельную консоль, посадить туда звукорежиссёра, который сидит в наушниках и собирает звуковую картинку для эфира. Например, если спикер неправильно держит микрофон и его не слышно, звукорежиссёр вовремя среагирует и добавит звук. 

Свет, видео, звук нужно свести в одну красивую картинку. Для этого очень важна слаженная работа с пультовой, т. е. ПТС — передвижной телевизионной станцией.

 

Передвижная телевизионная станция (ПТС)

Это сердце трансляции, куда собираются все сигналы с площадки. На станции сидит режиссёр, а если трансляция большая, то с ним и его помощники, техники, которые помогают всё контролировать.

Режиссёр понимает, что сейчас нужно показывать, помощник переключает камеры, а ещё есть специальные инженеры, которые следят, чтобы все картинки камер подходили друг к другу.

Проведение онлайн-трансляции конференции | Как сделать трансляцию мероприятия | Платформы для трансляцииЕсть два типа режиссуры.

1. Репортажная

В ней просто передаётся действие со сцены, видеопродакшн ничего не добавляет и транслирует всё как есть.

2. Отдельное событие для онлайн-зрителей

Здесь есть отдельный ведущий — например, он ходит по фойе и показывает, как собираются зрители. Или показывает пресс-подход после выступления спикера. Тогда нужна полноценная режиссура. 

В этом случае нужно соединить то, что происходит на сцене и в эфире. Самое простое — в перерывах показывать видео за кулисами, в фойе, провести интерактив с онлайн-зрителями.

Задача посложнее — вклиниться в событийный поток происходящего на сцене. Например, как происходит на VK Fest: в момент перестройки сцены включается открытая студия. 

Также можно задерживать эфир — если есть открытая студия, но действие на сцене продолжается, то идёт запись того, что в это время пропустили зрители на сцене — и потом мы возвращаемся в ту точку, из которой ушли. Для этого нужны дополнительные серверы, больше человек в команде, больше бюджета.

В многозальной конференции в каждом зале есть отдельная ПТС и есть общая, центральная пультовая. В неё сходятся все сигналы, и здесь отдельная команда контролирует происходящее. Например, идёт ли звук, включена ли запись, всё ли хорошо в самом эфире. 

Чем больше залов, тем больше объёма работы, обслуживающего персонала нужно для бесперебойной трансляции. 

Если эфир нужно перевести на несколько языков, всё собирается на отдельную пультовую только для перевода. Переводчики-синхронисты могут при этом работать удалённо.

Платформы для трансляции

Если вы делаете трансляцию под соцсети, важно заранее проверять звуковой, музыкальный контент на авторские права.

Бывает, что музыка используется в момент выхода спикеров или в перерывах — и это может нарушать авторские права.

Некоторые платформы, например YouTube, могут забанить вашу трансляцию из-за этого. И даже в моменте. 

То же самое может быть с видеоконтентом. При использовании кадров из фильмов в презентации можно попасть в бан за нарушение авторских прав.

Поэтому лучше взять заранее все треки, которые вы планируете использовать на мероприятии, и прогнать их в тестовом эфире. 

Рассмотрим популярные площадки для трансляции.

  • YouTube

Самая популярная платформа для онлайн-трансляции. Её плюсы: доступность, бесплатность. Минусы: её постоянно грозятся закрыть в России, плюс нужно следить за соблюдением авторских прав. Для разных языков нужно будет вести параллельные трансляции. 

  • Соцсети: ВКонтакте, Одноклассники

Плюсы: в них почти не бывает бана за авторские права. Минусы: они работают не во всех странах, т. е. не подходят для международного эфира. 

  • Telegram

Плюсы: новизна платформы, можно сразу транслировать сигнал в группу с вашей аудиторией. Минусы: ограниченность качества эфира, создавать трансляцию и управлять ей могут только владельцы каналов. 

  • Facecast

Плюсы: позволяет создавать трансляции на нескольких языках одновременно, проводить закрытые трансляции, давать доступ через авторизацию в корпоративных аккаунтах. Она стабильно работает, здесь быстрая техподдержка. Минусы: относительная дороговизна для малобюджетных событий.

  • Prodamus, Bizon

Это платформы, подходящие для инфобизнеса. Плюсы: здесь можно встраивать разные плееры, у них большой функционал. 

Также на рынке есть специальные платформы для ивентов — их можно подбирать точечно, под свой запрос.

Проведение онлайн-трансляции конференции | Как сделать трансляцию мероприятия | Платформы для трансляцииОшибки в проведении онлайн-трансляции

Мы разобрались с тем, что нужно предусмотреть на каждом этапе подготовки онлайн-трансляции. 

Какие ещё ошибки могут совершить организаторы, если не знают нюансов?

  • Не ставить ТЗ операторам и не вводить их в контекст того, что они снимают. Например, нужно проговаривать, что именно снимать, понадобятся ли кадры из коридора, общего плана, или, наоборот, зал показывать не стоит. 
  • Забывать про брендбук. У каждой конференции есть свои фирменные цвета: тёмные, яркие и т. д. Картинка в зале должна быть сделана в стилистике мероприятия (сайта, раздатки и т. д.) и представлять собой его продолжение. 
  • Не проводить несколько тестов до дня конференции. Тест звука, света, качества интернета, блокировки из-за авторских прав. 
  • Не следить за чатом. Кто-то может написать, что пропал звук и т. д.
  • Не предусмотреть запасные носители: батареи, карты памяти, кабели, — если проводите трансляцию своими силами и за это не ответственна съёмочная команда.

Относитесь к онлайн-трансляции как к отдельному продукту и ивенту, а не просто репортажу о событии. Делайте что-то красивое, что приятно смотреть зрителям в реальном времени и в записи тоже. 

Сейчас онлайн-зритель тоже очень важен: у вас может быть 100 человек на событии и 10 тысяч онлайн — и все эти люди могут потом прийти к вам офлайн. Онлайн-трансляция может повлиять на вашу репутацию.

Идёт тренд на то, чтобы не делать онлайн дешёвым. Это такая же конференция, которая может стоить столько же, сколько офлайн, или быть лишь немного дешевле. 

Работайте с профессионалами и не забывайте кайфовать от творчества в процессе. Например, у команды PROSTUDIO.NET есть целая экскурсия для организаторов, на которой объясняют, что нужно для конкретного мероприятия, и проводят подробный бриф. Это помогает понять, что точно необходимо в вашем случае.

Успешных вам эфиров! 

Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Нажимая на кнопку «Задать вопрос», я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
Рекомендуем посмотреть
Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Нажимая на кнопку «Задать вопрос», я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

На эксклюзивном онлайн-курсе Наталии Франкель «Код события» мы даём комплексный подход к организации, продвижению и проведению событий. После обучения вы сможете создавать профессиональные мероприятия от анализа рынка до постпродакшна.