Всё об организации
и продвижении событий

Подготовка событий Продвижение событий Проведение событий Интервью

Артём Милаков: «Идея нового ивента рождается, когда складывается пазл»

В этом интервью мы поговорили с Артёмом Милаковым, организатором «Доброфеста» и Russian Sponsorship Forum о том, как менять рынок, выбирать подрядчиков и учиться на своих ошибках, а также о многом другом.

Вы проводили и проводите очень разные мероприятия. Откуда вы берёте идеи новых проектов? 

Идеи берутся не с потолка, а рождаются от одного мероприятия к другому. Например, когда-то у меня в Ярославе был собственный ивент «Автоотрыв». Но потом выяснилось, что такое лучше делать вместе с более профессиональными коллегами. И после этого я шесть лет делал фестиваль «Автоэкзотика Ярославля» я делал шесть лет совместно с московскими партнерами

Иногда складывается пазл и мы видим, что внутри предыдущего успешного мероприятия есть какая-то тема, которую можно развить. Так получилось с многочисленными конференциями по спорту. Сначала мы сделали Russian Sponsorship Forum. Потом оказалась, что в спонсорстве есть серьёзная тема спорта, и из неё мы сделали MarSpo — одну из наших флагманских конференций. В этом году на неё приехало почти 900 человек из 15 стран, чтобы обсудить маркетинг спорта. От этой конференции отпочковалось сразу несколько мероприятий: Russian Motorsport Forum, Sport Innovations, которую мы будем впервые делать осенью этого года. Это будет ивент на хайповую тему об использовании современных технологий спортивной индустрии.

В целом, перед организацией нового делового мероприятия всегда нужно ответить самому себе на несколько важных вопросов, например есть ли эта тема на рынке? Если уже есть, это зачастую даже хорошо — значит, это интересно аудитории. А если нет, то стоит задуматься — может она и не нужна?

Поговорим подробнее о Russian Sponsorhip Forum. Почему вы решили сделать конференцию именно о спонсорстве? Эта тема сейчас особенно актуальна в России?

Russian Sponsorhip Forum — особый проект для меня, именно с него я начал организацию деловых конференций. Изначально у нас с партнёром был стартап Спонсорбюро №1— платформа, на которой организаторы ивентов могли подбирать себе спонсоров и наоборот. Этим проектом заинтересовались инвесторы, но потом выяснилось, что время для него ещё не пришло — в основном потому, что у игроков этого рынка у нас в стране просто нет нужного уровня квалификации. То есть, стало ясно, что сперва аудиторию нужно научить — так появилась идея конференции.

В итоге Спонсорбюро №1 в первоначальном видеo уже не работает, а Russian Sponsorhip Forum с успехом проходит уже третий год подряд.

Удалось ли конференции за это время изменить рынок?

Конечно, нельзя сказать, что благодаря одному мероприятию рынок куда-то серьёзно сдвинулся и организаторы стали получать большие деньги от спонсоров. На ситуацию сильно влияет экономика и индивидуальные особенности разных людей и проектов.

Но уже начали появляться специализированные спонсорские агентства, которые помогают игрокам рынка активнее коммуницировать друг с другом и повышают уровень квалификации как с той, так и с другой стороны. Одно из них возглавляет Евгения Мальцева, Sponsor Consulting, с ней мы начинали работу в Спонсорбюро №1.

На Russian Sponsorship Forum выступают в том числе и западные эксперты. Отстают ли наши ивентщики по каким-то параметрам от западных? Чему нам стоит у них поучиться — в работе с партнёрами и не только?

С моей точки зрения, приглашать экспертов с Запада обязательно нужно — во всяком случае, если речь идёт о рынке спонсорства и спортивного маркетинга. Во многом здесь они ушли далеко вперёд — так зачем же изобретать велосипед? Например, на русском языке не опубликовано пока ни одной серьёзной книги по спонсорству.

Да, существует миф, что западные эксперты живут «в другом мире» и то, о чём они говорят, для России не подходит. Но наш опыт это не подтверждает: мы уже не раз приглашали выступить у нас ведущих иностранных специалистов, и их идеи и опыт оказались очень даже применимы у нас.

Давайте сменим ракурс и поговорим о более практических вопросах. Например где проще делать ивент — в Ярославле или Москве?

Смотря какой. Деловые мероприятия, пожалуй, проще делать в Москве с любой точки зрения: здесь можно быстрее собрать и аудиторию, и качественных подрядчиков. Кроме того проводить в Ярославле, например, крупное международное деловое мероприятие не всегда удобно по чисто логистическим причинам — международный аэропорт пока не имеет большого количество регулярных рейсов.

А вот большие развлекательные фестивали скорее удобнее делать в Ярославле: и привлечь внимание людей, и с точки зрения бюджета здесь проще. В целом, везде своя специфика.

Кстати, о подрядчиках. Как вы подбираете их для своих деловых мероприятий?

Критериев тут много: цена, качество. Но основной, как ни удивительно — это большое желание с нами работать, отсюда уже следует всё остальное. Кроме того, подрядчик должен соответствовать своему заказчику ключевым параметрам: масштабам, по мировоззрению… Должны сойтись инь и ян, и получиться гармония.

Нам, например, особенно интересны подрядчики, которые только выходят на рынок — потому что мы им интересны как площадка для продвижения их услуг. В то же время, если это не совсем новички, а люди, которые вышли из каких-то крупных компаний, то они действительно работают качественно и по разумным ценам.

А вообще, для чего вы делаете ивенты — для кайфа, денег, славы или всего этого сразу? 

Говорят, в ивенты идут люди, которые ничего другого не умеют (смеётся). На самом деле, в этом есть часть правды: чтобы хорошо организовывать мероприятия, надо быть очень специфической личностью. И никакой связи с образованием или предыдущим опытом здесь нет, скорее, требуется особый психотип.

При этом нельзя сказать, что в ивент-индустрии зарабатывают какие-то особо большие деньги — нет, люди идут сюда не за этим. А скорее за ощущением, что ты делаешь что-то важное для людей, меняешь их жизнь — как с «Доброфестом», который мы делаем с моим другом и партнером Сергеем Силушиным. Или вот как сейчас мы хотим менять спортивную индустрию. Наверное, ради этого ощущения я и работаю.

Какие были ваши самые большие фейлы как организатора мероприятий, и чему они вас научили?

Провалы бывают у всех ивентщиков, и я не исключение — совсем их избежать нельзя. Конечно, бывают фейлы, связанные непосредственно с организацией ивента — например, с логистикой. Но если мы говорим о продюсерских проектах, то главная причина провалов здесь — это недостаточное исследование рынка и аудитории. Когда наступает головокружение от успехов, ты уверен, что сам всё знаешь и к тебе точно придёт сто тысяч человек. Если при этом самих людей не спрашивать, не изучать рынок, не слушать экспертов — это главный путь к провалу: финансовому, имиджевому, какому угодно. В эту ловушку попадались даже самые крутые ивентщики.

Повторюсь, провалы бывают у всех, и главный вопрос — можешь ли ты сделать из них правильные выводы. Вот это «учиться на чужих ошибках» — в это я не верю. Ивентщик учится только на своих ошибках.

Тогда давайте последний вопрос тоже будет об обучении. Какие книги или информационные материалы посоветовали бы почитать другим ивентщикам?

По поводу спонсорства, лучшая книга, которую я знаю — это «Sponsorhip» известнейшего австралийского эксперта Ким Скилдум Рейд. К сожалению, на русский язык её ещё не перевели.

Что касается организации мероприятий — по каждому направлению есть свои книги. Например, о деловых конференциях одна из лучших — это книга «Event-маркетинг. Всё об организации и продвижении событий» Дмитрия Румянцева и Натальи Франкель.

Кроме того, я посоветовал бы не только ивентщикам, но и вообще любому, кто собирается делать новый бизнес, прочитать книгу «Стартап. Настольная книга основателя» Стива Бланка. Она как бы написана про технологические стартапы, но на самом деле о том, как запускать всё — от парикмахерской до автомобильного фестиваля.

Наконец, рекомендую «Чёрного лебедя» Нассима Талеба — эта книжка раз и навсегда отучает думать, что у вас «всё идёт по плану». Что бы вы ни делали, к вам всегда может прилететь «чёрный лебедь» — и к этому нужно быть готовым.

Интервью взял Олег Соколенко

Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Согласен на получение новостей и предложений по электронной почте
Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Согласен на получение новостей и предложений по электронной почте