Ивентология — все о продвижении и организации мероприятий (событий).
Event-маркетинг от А до Я.
Специфика работы со звёздами на мероприятии
Денис Столбов, генеральный продюсер Digitale, экс-продюсер компании «Экспонента» и фестивалей Urban Culture Fest, Life Picnic, FTR, о том, как устроена работа со звездами.
Денис участвовал в организации более 200 мероприятий разного масштаба и формата, в которых приняли участие до 300 тысяч человек. Подход его команды: «Не копируем. Исходим от того смысла, который хотим донести до человека. Не боимся креативить». Об особенностях работы со звёздами Денис рассказал, основываясь на опыте организации Digitale, Urban Culture Fest, мероприятия о здоровье LifePicnic и аудиовизуального фестиваля FTR.
Звёзд, с которыми приходилось работать, докладчик разделил на три категории:
- Спикеры — коучи/тренеры, ТОП-менеджмент, предприниматели/основатели, медийные лица.
- Артисты СНГ, кураторы, идейные вдохновители, ведущие радио и ТВ.
- Звезды международного масштаба — артисты, актеры, предприниматели/основатели, коучи/ тренеры.
Каковы преимущества работы со звёздами?
Они дают:
- уникальный интересный контент,
- инфоповоды (для общения с прессой и спонсорами),
- дополнительную аудитория (привлекая её через свои информационные каналы).
Однако с приглашением звёзд возрастает и нагрузка на ваш бюджет, а значит, изменяется ценообразование. Выше цена на билеты — меньше аудитория; к тому, же платёжеспособная аудитория искушённая, чтобы её привлечь, нужны дополнительные вложения в дизайн, маркетинг. Готовы ли вы к этому? Соответствует ли уровню звёздного спикера (-ов) ваша площадка?
Шаг 1. Зачем вам звезда?
На этот вопрос нужно ответить в первую очередь. Например, Digitale изначально была конференцией по маркетингу. Но, проведя её 6 раз, организаторы решили, что запросы публики на проф. развитие растут, нужно повышать уровень и разнообразие контента. Пригласили крутых спикеров (Игорь Манн, Максим Поташев, Эдуард Тиктинский), добавили три потока: «Продажи», «Менеджмент» и «Эффективность». Предложили новую концепцию Digitale Love: о том, как сделать бренд любимым, как любить свою команду/клиента. Соответственно возросшему уровню спикеров, была выбрана и площадка покруче: Crown Plaza Pulkovo Airport.
(К 9-й Digitale поток «Продажи» убрали — выяснилось, что продажники не ходят на конференции. Вместо этого сделали поток для предпринимателей под лозунгом “Меняй мир!”)
На первый раз не всегда нужно брать крутых спикеров. Скажем, мы делаем фестиваль и у нас есть 4 млн на лайнап. Тогда есть выбор: звать 20 артистов среднего и малого уровня, либо одного артиста за 2,5 млн, двоих второй категории и десятерых — третей. Чтобы определиться, нужно маркетинговое исследование.
Почему стоит звать звёзд? Как у небесных тел, у людей гравитация тем больше, чем больше их «масса». Звёзды притягивают больше людей. В России сейчас главная звезда — Путин, все хотят с ним встретиться.
Шаг 2. Кто должен заниматься общением и какими компетенциями должен обладать переговорщик?
Задача переговорщика — построение успешных отношений, это очень важно! 9 из 10 человек этим не могут заниматься, в силу свойств характера.
Качества хорошего переговорщика:
- тактичный;
- уважает личность и интересы другого человека (звёздам надо давать, а не требовать — они тебе нужнее, чем ты им);
- он сам личность и не боится идти на контакт (говорит на равных);
- скорее экстраверт, чем интроверт (сканирует людей, открыт к общению);
- ценит свой продукт и уверен в нём (на это способны, увы, не все);
- ответственный, пробивающийся (иногда человек просто занят — нужно уметь мягко, но настойчиво добиваться от него ответа);
- ценить слово и договоренности («Мы это обеспечим в любом случае, потому что мы обещали» — важно для репутации);
- думает/беспокоится обо всех деталях/спикере, работает четко;
- разбирается в психологии / не предпринимает действия по самокомпенсации / психологически здоров.
Компоненты понимания между людьми складываются в треугольник ЭРО (эмпатия — реальность — общение). При общении появляется совместная реальность, эмпатия возрастает. Так что общение — залог успешных отношений.
Человек жив настолько, насколько он способен общаться. Полноценное общение — всегда обмен. Поэтому люди постоянно должны давать друг другу подтверждения своих намерений и договорённостей, чтобы не возникало непонимания.
Шаг 3. Список потенциальных участников
Критерии, по которым стоит отбирать звёзд:
- Интересный/полезный контент (звезда должна его давать).
- Релевантные участники.
- В какой роли он/она вам нужен/нужна? (например, как артист, блогер)
- Где звезда обитает и какие у неё ограничения? (например, Монатику Украина запретила выступать на LIfe Picnic).
- В каком он/она состоянии здоровья?
- Какая у него / у неё есть актуальная активность?
- Как связываться? (LinkedIn, Facebook*, ВКонтакте, контактные лица)
- Какие выгоды/пользу звезда получит? (Что вы ему/ей дадите? Не обязательно деньги: например, Хайнеман приезжал на Geek Picnic за недорого, потому что очень хотел в Россию. Моби отыграл диджей-сет вдвое дешевле, потому что ему интересно продвигать ЗОЖ).
Учитывайте особенности поведения: некоторые звёзды просто портят атмосферу в зале.
Ключевые пункты общения с разными звёздами таковы:
Коуч/тренер
• Бюджет
• Даты
• Переговоры
• Оффер
• Райдер
• Контракт
Специалисты/эксперты
- Бюджет
- Контакт
- Презентация
- Переговоры
- Устные договоренности (Есть организаторы, которые пытаются составить договор и поставить человека на штрафы. Очень странно: человек делает вам контент, уважайте его).
ТОП-менеджмент
- Бюджет
- Контакт
- Презентация
- Переговоры
- Устные договоренности
- Варианты могут быть разные
Основатели/предприниматели
- Бюджет
- Контакт
- Презентация
- Переговоры
- Устные договоренности
- Варианты
Медийные лица/звезды
- Бюджет
- Контакт
- Презентация
- Переговоры
- Договоренности/контракт
Что вы готовы дать спикеру?
Есть мероприятия, на которые звезды не ездят даже за хорошие деньги. А есть такие, на которых с радостью приезжают за недорого. Потому что там есть:
- Концепция (напр., «Меняй мир» это круто, потому что обычно для конференций выбирают скучные темы в стиле «Как срубить бабла»)
- Опции (реклама, личный PR, стенд, деньги, трансфер, бытовой райдер, технический райдер, устроить всё для ассистентов)
- Личный помощник, runner
- Приятные впечатления, индивидуальный подход, фан
- Подарки
Человек жив настолько, насколько он способен общаться. Полноценное общение — всегда обмен. Поэтому люди постоянно должны давать друг другу подтверждения своих намерений и договорённостей, чтобы не возникало непонимания.
Казусные ситуации
Возникают всегда. За день до начала ивента спикер может, например, сообщить, что не купил билет (хотя обещал). Или просто сказать, что не приедет. В практике Дениса была такая ситуация, с очень серьёзным и важным спикером. Тогда Денис пригрозил поставить вместо него другого спикера с темой «Безответственность на уровне топ-менеджмента». Звезда в итоге приехала.
Также спикеры могут: опоздать, приехать раньше (и требовать сразу гостиницу и питание), не ладить друг с другом (тогда их нельзя ставить/сажать вместе), даже умереть. Ко всему этому нужно быть готовым.
В случае конфликта со звездой или её представителем, можно сменить переговорщика и начать цикл общения заново. Это помогает часто, но не всегда.
В любом случае, не стоит зацикливаться долго на одном человеке. Если не получилось — делаем выводы и идём дальше.
Особенности
- Спикер работает с продюсерским центром/ агентством/коуч-центром (Например, Фридман работает эксклюзивно с «Активным миром», с которым команда Дениса «не дружит» — поэтому не может выступить на Digitale).
- Агентство предлагает дороже, а можно связаться напрямую (просто сделав вид, что предложения от агентства не было).
ВАЖНО: Правильный переговорщик — сэкономленный бюджет
Кого пригласить на фестиваль?
- Блогеры
- Кураторы
- ТВ и радио ведущие
- Артисты и проекты СНГ
- Основатели проектов
Мировые звёзды
Как с ними можно общаться?
- Напрямую
- Через спонсора
- Промоутер/talent bayer
- Продюсер
- Концертное агентство
- Продюсерский центр
- Relations agency/agent (некоторые из них сделают дешевле).
Цикл общения с мировыми звёздами:
- Бюджет
- Контакт
- Презентация
- Даты и переговоры
- Точки взаимодействия
- Предварительная стоимость с их стороны
- Тур/другие поездки
- Оффер
- Подтверждение
- Договор
- Оплата
- Анонс
Обязательно ЧИТАЙТЕ ДОГОВОР: вы должны чётко понимать, что вы покупаете, что обеспечиваете, и какие риски. Если вы сами недостаточно хорошо разбираетесь в юридических вопросах, просмотрите договор вместе с юристами. Денис привёл примеры пунктов договора, которые, если им не уделить достаточно внимания, могут потом привести для вас к большим проблемам. Например, «Начать рекламную кампанию выступления и продажу билетов на выступление только после получения от менеджмента артиста соответствующего письменного подтверждения» — нет никакой гарантии, что вы получите это подтверждение в срок.
Пример пункта договора:
Обязательно соблюдайте профессиональную этику. Если артиста кинули (отправили оффер, но не подтвердили договор), он может отменить тур по всей России, и многие при этом попадут на деньги. Негатив распространится по профессиональной среде за день, и ваша репутация будет испорчена.
Главный вывод, который сделал Денис: ВАЖЕН ЧЕЛОВЕК, будь то звезда или переговорщик с вашей стороны. Стройте общение, договаривайтесь, вникайте в детали, действуйте этично.
*Соцсеть, признанная в России экстремистской
Читайте другие материалы блога
Как найти спикера и пригласить на мероприятие, конференцию
Мероприятия с блогерами: этапы сотрудничества, как найти блогера
Рекомендуем посмотреть
Подпишитесь на рассылку
и получите комплект материалов для проведения онлайн-ивентов