Всё об организации
и продвижении событий

Проведение событий Статьи Онлайн-ивенты Спортивные события

ТВ-трансляции VS стримы. В чем разница?

Таврида АРТ Moscow. Бэкстейдж трансляции прямого эфира из студии

Разбираемся в некоторых нюансах трансляций и стримов (вы тоже называете все это одним словом?) вместе с акулами технического продакшна — компанией CEO&Creative.

Экспресс-погружение в историю 

Само понятие «телевидение» впервые возникло больше века назад, в 1907 году, когда Борис Рогозин получил патент на «Способ эклектической передачи изображения». Заложенные им принципы дали толчок для развития технологии трансляции и, как следствие, перехода к более качественному изображению. Через несколько десятков лет стало возможным регулярное телевизионное вещание. 

Следующим большим прорывом стала первая в мире выездная трансляция Олимпийских игр в Берлине. Для 1936 года событие грандиозное и масштабное: уникальные технологические решения, нестандартное использование техники и методы, которые ранее не применялись. Шаг в историю, сделанный тогда инженерами, механиками, операторами и видеорежиссерами, сравним с полетом в космос.

С этого момента технология позволила развиваться в телевидении с такой скоростью, что мировой технический прогресс не успевал за креативностью и идеями режиссёров и сценаристов. Сегодня даже сложно представить, как это было тогда: массивные тяжелые камеры, запись на магнитную ленту, воспроизведение через магнитофоны, аппаратные, высотой с девятиэтажный дом…

Сейчас все это есть в любом смартфоне размером с ладонь здесь есть и камера, и монтажная, и эфирная. Каждый может стать «сам себе режиссёром» (не зря так называлась культовая телепередача), выразить себя и поделиться с миром увиденным. 

Что же такое телевизионная трансляция и что такое стрим?

Стрим в первоначальном своем значении — это поток данных, передаваемый из одного сервера на другой, и содержащий в себе видео- и аудиосигналы. По сути, стрим — это река в просторах интернета.

В свою очередь, телевизионный эфир можно сравнить с книгой, где есть все основополагающие моменты поэзии: оглавление, начало, предыстория, кульминация, финал. Но над этой историей и магией трудится множество людей. На создание одной программы или шоу уходят месяцы кропотливой работы: нужно придумать концепцию, создать сценарий, подобрать актеров, ведущих, участников, выбрать локацию, создать декорации, подобрать весь необходимый технический персонал и оборудование, всё это отснять. После идёт процесс производства и долгого постпродакшна, на это уходит множество часов и трудозатрат. Затем остаётся выпустить готовый продукт в эфир и ждать результат — понравится ли это зрителю и, соответственно, будут его смотреть или нет. Монтаж и возможность довести до идеала конечный продукт и отличает телевизионную трансляцию от стрима.

Телевизионный прямой эфир отличается тем, что все сроки сжимаются до нескольких дней — в подготовке прямого эфира длительностью 1-2 часа принимает участие невероятное количество людей. Под прямым эфиром подразумевают трансляцию непосредственно в данный момент в реальном времени. Но это далеко не всегда так. Например, многие прямые эфиры все-таки выходят в записи, но их все равно называют прямыми из-за того, что на монтаж уходит очень короткий промежуток времени после самой съёмки — от нескольких десятков минут до суток.

Также существуют мировые прямые эфиры международных мероприятий, где есть естественная задержка времени. Получается, что прямой эфир не такой уж и «прямой» на самом деле. Часто бывает, что материал отдают в эфир «на орбиту»: то есть, условно в 9 утра программу уже должны смотреть во Владивостоке, но в Москве еще нет 9 утра, поэтому есть время монтировать ее для Москвы дольше и отдать на орбиту позже. 

Раньше в рамках прямого эфира существовало такое понятие как «хоккей». Откуда оно взялось? Хоккейный матч состоит из трех периодов по 20 минут каждый, между периодами есть перерывы по 15 минут. Так вот: раньше хоккей по телевизору транслировали без перерывов. Достигалось это тем же самым методом: первые два периода снимали под запись и монтировали в перерывах. Соответственно, в эфир они выходили, когда на арене все уже ушли пить чай, а к третьему периоду эфир выравнивался с реальным матчем и транслировался уже в настоящем прямом эфире.

Считалось, что трансляция без перерывов накаляет атмосферу и эмоционально держит зрителя. Плюс есть возможность домонтировать плохие кадры, а телевизионной команде к третьему периоду освоиться и без ошибок отработать весь период вживую. Позже этот метод стали использовать во многих других видах спорта, да и не только спорта, а вообще в прямых эфирах. К сожалению, с появлением интернета актуальность этого метода пропала, поскольку люди начали узнавать результат заранее. Поэтому такой прием сейчас почти не используется.

Таврида АРТ Moscow. Трансляция из ДЕПО

Зато с появлением интернета возникло такое понятие, как стрим. Стрим — это прямой эфир трансляции в интернет. Вот тут уже действительно идёт речь о реальном прямом эфире, у которого может быть небольшая задержка. У стрима нет большой и длительной подготовки, естественно, нет постпродакшна (хотя, конечно, можно стримить и заранее записанный материал). К слову, стрим стал очень популярным и актуальным в период пандемии. Для хорошего стрима необходимо все то же оборудование, которое используется для телевизионных трансляций, тот же высококвалифицированный персонал и грамотный подход. Тогда на выходе будет такой же качественный продукт. Отличие лишь в том, что вещание идет в интернет.

Стрим позволяет показать реальный момент прямо сейчас, в данную секунду. С получением такой возможности люди начали этим делиться. Благодаря новому витку технологий у нас есть возможность передавать качественно новое изображение, стать трансляторами своего мнения и собирать вокруг себя единомышленников или просто зрителей, которым нравится данный контент. Однако здесь есть достаточно много подводных камней этического, морального и социального характера.

Если телевидение — это большой корабль со своим капитаном, который соблюдает все правила, не позволяет отходить от принципов канала и идти верным курсом, то стрим — это океан путей и действий, где человек с телефоном сам выбирает, что делать и показывать миру. 

За долгие годы работы на телевидении мы могли наблюдать за изменениями во взглядах и мировоззрении, а также интересов и потребностей зрителя. Это те изменения, которые нельзя оставлять без внимания, на них нужно реагировать, причем делать это достаточно оперативно. Большим телевизионным компаниям сложно быстро перестраиваться на новый курс. Чтобы это случилось, должно произойти большое количество сложных процессов, а в новом цифровом веке от скорости их реакции зависит, останутся они на плаву или нет. В сфере ивентов все проще и быстрее. Важно сделать здесь и сейчас, красиво и качественно. Нужно уметь поразить и удивить своего клиента. 

За последний год стало очевидно, что многие компании, которые стояли у истоков стрима, в частности, стрима видеоигр, а также создания материала для видеотрансляций на Twitch, GoodGame, YouTube и похожие сервисы, не всегда знают саму технологию стримингового вещания, либо не используют новые технологические приёмы. Они чему-то научились на своих ошибках и используют исключительно свой опыт. 

 

Но что будет со стрим-трансляциями, если их организовывать на уровне телевизионных эфиров? Будет суперконтент: правильно подготовленный, интересный, нацеленный на конкретного зрителя и показывающий ему разные возможности изображения.

Это совокупность искусства, мастерства, творчества и таланта множества людей, которую зритель может не просто увидеть по телеку, но и стать полноценным участником этого, независимо от того, будет это Zoom-конференция или вебинар. Это настоящая магия телевидения, которая переносит нас в гущу событий! 

Если организовывать любое включение в формате онлайн, будь то конференция или корпоратив, согласно всем телевизионным стандартам качества, где нет места ошибкам, неточностям и ляпам, именно такой качественный продукт на выходе и является залогом успешного долгосрочного сотрудничества исполнителя и клиента. Неважно, кто это — телевизионный канал или частный заказчик.

 

Алексей Кичатый, технический директор CEO & Creative

Станислав Орлов, технический директор CEO & Creative

 

Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности
Согласен на получение новостей и предложений по электронной почте
Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности
Согласен на получение новостей и предложений по электронной почте

Лучшие материалы об ивент-индустрии мы собираем в дайджест и отправляем подписчикам раз в две недели. Внутри — только полезный контент об организации и продвижении событий: статьи, чек-листы, подборки, интервью. Эти письма регулярно читают уже 12 000 ивентщиков. Вы с нами?