Ивентология — все о продвижении и организации мероприятий (событий).
Event-маркетинг от А до Я.
Event-режиссура как основа успешного проекта
Вахтанг Вахтангишвили, режиссер, креативный директор и соучредитель V-EVENTS, о том, зачем нужна режиссура мероприятий и что делает event-режиссер.
Вахтанг занимается режиссурой с 19 лет, имеет два режиссёрских образования. Своё выступление на конференции Sold Out 2018 он построил в форме диалога с залом.
Основные тезисы
— Ивент переводится как «событие». Почему же мы называем свою профессию «организатор мероприятий»? Мероприятия есть у правоохранительных органов. А мы получаем деньги от клиентов и как будто против них «принимаем меры». Пока мы будем считать, что мы организаторы мероприятий, у нас на Новый год будет в 99% случаев «Карнавальная ночь», гавайская вечеринка и пьяные Дед Мороз со Снегуркой. Неудивительно, что кейсы российских ивентщиков до сих пор редко принимаются западными коллегами как профессиональные. Мы должны понимать, про что наша профессия!
— В режиссуре есть чёткое понимание того, что такое событие. Это набор инструментов и приёмов, направленных на изменение (социального состояния и эмоциональной памяти) аудитории в конкретный промежуток времени. По ходу события линия поведения людей, их состояние меняется. Люди должны уйти с ивента хотя бы немного изменившимися. Поэтому в руках ивентщика большая власть.
— Ивент-агентства продают людям продукт, который ещё не существует. Проект ивента нельзя потрогать. Кто в ивент-агентстве создаёт тот продукт, который мы продаём клиенту? Это режиссёр. Не копирайтер, не какая-то аморфная «рабочая группа». Тогда почему у 95% российских ивент-агентств такого специалиста в штате нет?
— Режиссёр получает бриф, садится, посылает всех далеко, генерирует три креативных концепции и выходит к рабочей группе, чтобы она их обсчитала. Рабочая группа обзванивает подрядчиков, ищет варианты, составляет бюджеты и предоставляет клиенту готовый пакет документов для согласования. Креативную концепцию защищает тот, кто её создал — режиссёр. Так принято делать во всём мире.
— В России иногда берут режиссёра на фриланс, когда он нужен. В результате получаются красиво обёрнутые, но бесполезные ивенты. Люди, выходя с них, через 15 минут говорят о другом.
— Получая бриф от клиента, Вахтанг всегда звонит в эту компанию и спрашивает: какие у вас есть проблемы? Например, 80% ваших сотрудников не знают друг друга? Или они считают начальника козлом? Или у вас низкая производительность труда? Ивент будет направлен на решение этих проблем? Приезжают в офис, проводят электронное анкетирование. В результате получается срез, показывающий проблемы компании — а из них вытекает цель ивента (любого: новогоднего праздника, гала-ужина, выездного тимбилдинга и т.д.)
— Чтобы профессионально делать ивент, нужно знать профессию, а не придумывать велосипед. На российском рынке 90% компаний — «у нас есть три шарика и насос, мы ивентеры». Надувать шарики может каждый. У всех ивентеров должен быть единый понятийный аппарат.
Функции режиссёра
Режиссёр по-гречески — «руководитель, директор». У него есть три функции:
- организация процессов, выставление задач;
- воспитание аудитории (хорошей музыкой, правильными декорациями);
- образовательная, она же творческая — создание новых миров под конкретную задачу.
Ключевые этапы работы профессионального режиссёра над проектом
Схема Станиславского, по которой работает весь мир.
Идейно-тематический анализ после получения брифа. Ответы на три вопроса:
- О чём проект?
- Для чего он нужен?
- Ради чего?
Ответы формулируются максимально кратко, на 2-3 фразы. Последние два пункта — разные вещи!
Например, День Победы — с точки зрения Вахтанга, это праздник о любви человека к человеку: «Мир для любви». Чтобы люди поняли, что в суете буден нет ничего важнее, чем чтобы люди любили того, кто с ними рядом. Благодаря этому чувству война может не начаться. Ради того, чтобы люди, выходя с площади, позвонили маме/бабушке/любимому человеку: «Я люблю тебя» (сверхзадача всегда очень личная).
Результат: режиссёр нашёл военные дневники реальных людей (он и она) и сделал сценарий на их основе. Он погибает 8 мая 1945 года в Берлине (подорвался на мине, возвращаясь из кафе-шантана — предал любовь), она в тот же день в Польше пишет, что потеряла его кольцо. Придумать такое невозможно — это жизнь. Сделали двухчасовой спектакль об истории любви на фоне войны. В финале на сцену вышла реальная героиня и говорит: «Мы победили только потому, что мы любили».
- Любой ивент состоит из «строительного материала»:
- документальный (реальные люди, фотографии, видео, письма, дневники, газетные вырезки, вещдоки…),
- художественный (песни, стихи, хореография, анимация)
Всё это нужно обработать и собрать вместе. Существуют методики перевода документального материала в художественную форму (придуманы Товстоноговым): аудиальный, визуальный и ассоциативный, или символический. Последний — высший пилотаж: например, наполнение цветами в танце реальной военной каски = символ веры в жизнь (переворачивание материала).
- Выстраивание композиции — это скелет, без которого событие провалится.
- Пролог (первые 3-5 минут, когда люди должны понять, о чём это и погрузиться в атмосферу) — это всегда постановочный номер, как правило, смешение жанров.
- Завязка (начало действия; выход ведущего/главного героя или начало действия).
- Развитие действия (набор номеров/активностей). Должно идти по восходящей, чтобы каждая последующая точка была чуть ярче, чем предыдущая.
- Кульминация — самый яркий момент, взрыв эмоций.
- Финал — закрывающий или закатывающийся (когда не ставится точка).
Такая композиция должна быть в сценарии.
Виды сценариев
- Оригинальный (когда всё создано специально под этот проект, что гораздо дороже; последний такой сценарий в России делался для Олимпиады 2014 года)
- Компилятивный (с заимствованием номеров/идей — таких 99%)
Запись сценария
Бывает двух видов:
- Американская система — большая «партитура», в которой расписаны все подробности (включая дословно произносимый текст) и из которой человек, даже ничего в этом не понимающий, точно поймёт, что именно, когда и как будет происходить.
- Европейская — в которой вся техническая часть выведена в отдельный документ — технический сценарий. Всё остальное — в режиссёрском сценарии.
По словам Вахтанга, американская удобнее: в ней всё сразу видно.
Ещё несколько важных замечаний
- Обязательно раздайте всем участникам постановки абсолютно одинаковую версию сценария!
- Любые правки и изменения в сценарий должны быть внесены не позже, чем за 200 часов до начала события!
- От клиента не нужно терпеть подход «Мы платим вам деньги и знаем лучше, как делать». Вы делаете ивент в сотрудничестве, со взаимным уважением друг к другу.
Читайте другие материалы блога
Интервью с Вахтангом Вахтангишвили об event-режиссуре
Рекомендуем посмотреть
Подпишитесь на рассылку
и получите комплект материалов для проведения онлайн-ивентов