Ивентология — все о продвижении и организации мероприятий (событий).
Event-маркетинг от А до Я.
Режиссура в офлайн и онлайн, или Как пандемия вскрыла все карты
В сентябре 2020, когда ивент-мир еще только начинал отходить от парализации после первой волны ковид-ограничений, состоялся форум для организаторов событий Sold Out 2020. Новое время. На нем event-режиссер и сценарист Вахтанг Вахтангишвили подвел итоги вынужденного перевода событий в онлайн и рассказал, какие карты в режиссуре мероприятий вскрыла пандемия. Делимся максимально подробной статьей на основе этого доклада.
Что мы поняли о режиссуре мероприятий во время пандемии
В последнее время за стремлением к диджитализации проекта, за разговорами о продажах и методах продвижения и о том, как найти рынки сбыта, организаторы забывают о ключевом и главном. Слово «event» переводится с английского как «событие», а значит, специалисты в этой сфере занимаются созданием и генерацией событий. Основной компетенцией в подготовке ивентов является владение режиссурой и знание ее законов. Режиссура помогает специалистам грамотно и рационально создавать уникальные продукты, которые потом будут продаваться. И если креативная группа, во главе которой по умолчанию должен стоять event-режиссер, ничего не создаст, то пиарщику и менеджеру будет нечего продвигать.
Пандемия вскрыла карты, потому что ключевой разницы между офлайн- и онлайн-мероприятиями не существует. Законы режиссуры едины и не зависят от того, проходит событие в десятитысячном зале или транслируется в прямом эфире.
По тем онлайн-продуктам, которые заполонили рынок и сетки вещания, хорошо видно, владеет ли команда режиссурой. В зале легко скрыться за работой декораторов, мастеров по свету, художников по костюмам, хорошим кейтерингом, яркими выступлениями артистов. В онлайне все обнажено: у организаторов нет большого количества инструментов, которыми они привыкли владеть и оперировать.
Единственным ключевым различием между онлайн- и офлайн-режиссурой становится тот факт, что при создании виртуального продукта крайне важно качество передаваемой картинки. По сути дела, ивенторы создают телевидение. А у него есть свои особенные жанры и правила.
Картинка должна быть интересной для зрителя. Речь не только про сюжет, за которым следит аудитория. Важно, как выстроен кадр, что в нем происходит, насколько он эстетичен, грамотно ли раскрывает тему. Огромное количество контента выглядит так: человек перед занавеской на фоне бегающего кота и цветущего кактуса вещает о чем-то серьезном. При таком подходе продукт становится бытовым, теряется та самая магия и притягательность кадра. А вместе с ними и желание потреблять контент. По сути, человек видит такую же квартиру, в которой находится сам.
В большинстве случаев проблема онлайнов в том, что ивенторы не умеют профессионально работать с картинкой. Неудивительно, ведь им пришлось переобуваться на ходу и за 2-3 месяца полностью переходить в новый формат из живых встреч, в которых организаторы «варились» десятилетиями.
Помимо качества картинки, отличие онлайна от офлайна состоит в том, что трансляция должна быть гораздо более динамичной, умещать в себе больше информации за единицу времени, выдавать сведения сжато и интересно, продаваемо и потребляемо. На человека по ту сторону экрана влияет масса раздражителей: у него может зазвонить телефон, заплакать ребенок, убежать молоко. Миллионы бытовых факторов и дома, и в офисе, отвлекают зрителя от потребления контента. Офлайн-продукт помимо зрелища создает и место его созерцания: люди приезжают в условленную локацию и играют по правилам ивентора. Но в онлайне зрители находятся или дома, или на рабочих местах, поэтому для поддержания интереса картинка должна быть привлекательной, а темпоритм — бешеным, чтобы у человека не оставалось возможности переключиться или отвлечься.
Поскольку организаторы начали обучаться созданию такого рода продукта по стечению обстоятельств, качество онлайнов страдает и требует особого внимания. Порядка 80 % онлайн-продуктов сейчас имеют низкое качество с точки зрения картинки, культуры спикеров, построения кадра.
Среди заказчиков ивент-услуг бытует миф, что онлайн-события должны быть дешевле офлайнов. Но если это качественная трансляция, созданная по всем законам телевидения, то она априори не может быть дешевле живого события. В подготовке и проведении онлайн-мероприятия задействовано огромное количество съемочного оборудования, профессиональный звук, свет, декорации. Прямые включения и телемосты требуют работы большого штата специалистов. Телевидение и кинематограф всегда были дороже, чем живые шоу. Поэтому до заказчиков требуется доносить, что если они хотят получить качественный онлайн-продукт, который украсит историю бренда, то потребуется довольно много денег. Если, конечно, они не собираются снять видео на телефон на фоне занавески, а потом выложить это нечто на всеобщее обозрение и радоваться.
Как создать качественное событие
Перейдем к основам создания ивент-продуктов. Основные механики и инструменты одинаковы и для онлайна, и для офлайна, просто в первом случае критично важны две вещи:
- максимальное качество создаваемой картинки, динамичность и эстетичность кадра;
- яркий темпоритм и большое количество раздражителей, которые не дадут потребителю отключиться от трансляции.
Давайте разберемся с терминологией по Вахтангу Вахтангишвили. Он считает, что само слово «мероприятие» подразумевает то, что вы предпринимаете меры против вашего зрителя, слушателя или потребителя. Английский термин «event» переводится как «событие». А «событие», в свою очередь, определяется словарем как набор инструментов, который позволяет здесь и сейчас, в режиме реального времени изменить линию поведения участников проекта.
Пример: представим, что наше событие — корпоратив. Его участник обычно работает с 9 до 18, соблюдает дресс-код и распорядок дня. Но именно в день X его наряд и режим меняется. На празднике он узнает что-то новое о компании, коллегах, руководстве, меняет свое отношение к ним. Вот это изменение и есть основа ивента. Event-индустрия — это индустрия, производящая события. Не кино, не театр, не музыку, а именно события. Поэтому не нужно искать миллион новых терминов и определений. В названии индустрии уже есть ее основа.
Любой качественный event-продукт изменяет аудиторию. И если все организаторы начнут относиться к своей работе, как к деятельности, которая меняет сознание и мировосприятие людей, то индустрия вырастет и начнет выдавать более классные проекты.
Итак, «событие» — это совокупность действий, приемов, механик, которые в режиме реального времени, здесь и сейчас, вызывают в человеке необходимые эмоции и чувства, решающие конкретные бизнес-задачи.
Каждый онлайн- или офлайн-продукт решает те или иные задачи. Например:
- повышает лояльность у команды и бренда;
- улучшает коммуникацию между сотрудниками;
- повышает запоминаемость информации.
Пул задач определяет сам организатор на подготовительном этапе. Ивент должен быть полезен, помогать бизнесу и делать его лучше. В онлайн-формате это даже более достижимо, поскольку информация выдается в более бизнесовом формате и лучше усваивается.
Режиссура упаковывает информацию. Она не говорит в лоб, не держит плакаты, но позволяет тонкой нитью провести нужные идеи через все действие и расставить якоря для нашей аудитории. Какими будут эти знаковые точки — решает режиссерская команда на основе разговора с заказчиком и выявления его проблемных точек. Это и называется профессионализмом.
Ивенторы не просто развлекают. Event — это про изменение человека и бизнеса различными формами и инструментами. В онлайн-продукте главным форматом работы становится телевизионный.
Кто же создает события? Точно не проджект-менеджеры и ивент-продюсеры. Роль этих специалистов огромна и значима. Но базово создает событие режиссер, который в своем мозгу продумывает всю его структуру, форму, виды подачи материала, выстраивает концепцию, и выдает команде задачи для реализации и продажи.
К сожалению, во многих event-агентствах нет штатных режиссеров. А если в команде нет ключевого человека, который создает и генерирует событие, то, может быть, это не event-агентство? Скорее, это продюсерский центр, коммуникационная или PR-компания. Согласитесь, глупо называется автомастерской, не имея в штате механика.
Режиссура — это синтез науки и искусства, основной продукт которого — облачение в материальную форму эмоций. В свою очередь режиссер — специалист, владеющий механизмами, приемами, механиками по созданию событий. Режиссура признана самой сложной профессией в театральном искусстве. Режиссер и педагог Борис Голубовский назвал ее «профессией профессий», а Марк Захаров — «суперпрофессией».
Режиссура — это:
- художественный процесс создания гармонического целого из документального и художественного материала;
- синтез науки и искусства, основным продуктом которого является создание эмоций в человеке, посредством которых происходит донесение и осознание конкретной мысли-задачи;
- профессия любви, без осознания которой невозможно создавать эмоциональный продукт.
У режиссера много функций: он одновременно творец, организатор и воспитатель. Профессионала отличает хороший художественный вкус, и он обязан понимать, что леди-фуршет — это адски неэстетичная задумка, а корпоратив в стиле гавайской вечеринки для работяг с завода не подойдет. Это профессиональная компетенция специалиста, которую необходимо прокачивать, не ленясь. Как музыкант ежедневно тренирует пальцы игрой на инструменте, а певец поддерживает связки распевками, так режиссер развивает художественный вкус просмотром произведений искусства, шоу, созерцанием скульптуры, прослушиванием музыки. Это ежедневная интеллектуальная работа, которая позволяет создавать актуальный и качественный продукт.
Наверняка вы встречались с термином «авторский почерк режиссера». Он формируется именно на основе художественного вкуса. В профессии нужно стремиться к тому, чтобы люди возле своих экранов покрывались мурашками, а в конце вставали и аплодировали. Картинка и эстетика в онлайне напрямую завязана со вкусом создателя.
Этапы работы режиссера на мероприятии
Разберем основные этапы работы режиссера и креативной группы над созданием концепции события. Структура состоит из:
- анализа брифа;
- уточнения деталей;
- сбора документальной информации;
- обработки информации;
- генерации темы концепции;
- сбора художественного материала;
- интеграции художественного материала;
- создания концепции;
- защиты концепции.
Подробнее рассмотрим каждый из этапов.
1. Идейно-тематический анализ. Здесь режиссеру или организатору предстоит ответить на три простых вопроса:
- о чем мой офлайн или онлайн?
- для чего он создается?
- ради чего реализуется?
Обратите внимание, что второй и третий вопросы кажутся похожими, но при этом между ними существует принципиальная разница.
Получившаяся тема события должна быть узкой и сжатой, не превращаться в кисель.
2. Сбор документальных материалов о заказчике и теме ивента. К ним относятся газетные вырезки, дневники, фото- и кинохроники, чертежи, планы, вещи, реальные люди, показания очевидцев. Документы — это строительный материал, одновременно кирпич, бетон и щебенка, из которых вы будете возводить свой ивент.
Есть несколько способов перевода документального материала в художественную форму:
- аудиальный, когда в кадре появляется ведущий, который проговаривает информацию;
- визуальный, в котором за счет декораций, ассоциативного фильма или видео передается идея;
- с помощью реального героя, когда в студии появляется участник событий и делится своими впечатлениями. Такой способ добавляет живости событию и лучше раскрывает тему.
3. Художественный материал — это вторая часть строительных блоков ивента. Людям трудно потреблять онлайн-продукт, который не имеет художественной интеграции и какого-либо искусства — музыки, кино, поэзии. Это то самое, что позволяет зрителю выдохнуть и перевести дух после очень плотной нарезки информационного материала.
4. Композиционная структура проекта укладывается в классическую сюжетную схему. Она состоит из частей, вытекающих друг из друга и движущихся по нарастающей:
- Пролог. Решает задачу погружения зрителя в атмосферу события и места действия. Знакомит аудиторию с героями и выдуманным миром. Длится пролог недолго, около 3-х минут. В деловом онлайн-событии им может стать, например, вступление модератора.
- Завязка. Это начало действия и конфликтной линии.
- Развитие действия. Сюда входит комплекс структурных единиц сценария, раскрывающих заданную тему, идею и сверхзадачу. В конференции это доклады, выступления, ролики — весь материал, который помогает раскрывать идею. Компоненты должны идти по восходящей и становиться все ярче и интереснее. Зритель при этом бежит за вами все выше и выше. Ему должно быть интересно, а что же ждет его дальше.
- Кульминация. Это самый яркий момент шоу, выступление хедлайнера или главного героя события.
- Финал. Именно в этот момент зрители должны понять, ради чего создавалось событие и ощутить от него правильное послевкусие.
5. Структурные единицы сценария. Самый малый компонент — это номер, который длится 3-5 минут. У них существуют отдельные виды и жанры.
К видам номеров относятся: сольный, дуэтный, парный, групповой, массовый, смешанный. В жанрам — вокальный, инструментальный, хореографический, мультимедийный, оригинальный.
В онлайн-событиях тоже существуют номера, только они ограничены по видам и жанрам. Например, выступление спикера по своей сути является сольным номером в разговорном жанре.
Далее следует укрупнение структурных единиц сценария:
- номера объединяются в тематические эпизоды;
- эпизоды создают блоки;
- блоки формируют отделения.
Соединительной тканью сценария становятся связки или мостики. При этом связка — это малая форма, например, представление спикера модератором. А мостик — более полновесное связующее звено, которое может представлять из себя отдельный номер.
- Виды сценариев. Их не так много, всего два: оригинальный и компилятивный.
Оригинальный сценарий — это тот, в котором все компоненты, такие как музыка, костюмы, видеоконтент, декорации, создаются впервые и специально для проекта.
В компилятивном сценарии компоненты вторичны, event-режиссер использует уже существующие произведения искусства, объединяя, компилируя их в новый продукт.
Обычно все создают художественную компиляцию, и в этом нет ничего постыдного. Задача режиссера — грамотно соединить все части в целое, чтобы событие решало поставленные цели.
Не забывайте, что при подготовке онлайн-ивента важны репетиции. Существует множество видов прогонов перед самим событием: индивидуальная репетиция, корректурная, монтажная, прогонная, монтировочная, световая, сводная, генеральная. Обычно на весь список времени не хватает, но провести хотя бы 1-2 репетиции обязательно стоит. Людям надо дать привыкнуть к камерам, декорациям, отрепетировать, как они входят в кадр и выходят из него. Иначе такая краеугольная ценность онлайн-продукта, как качество картинки, потеряется.
Кейс: юбилей компании в онлайн-формате
Перейдем к разбору кейса. Им станет 10-летие крупной компании, проведенное в формате телетрансляции. Разумеется, в сфере event примеры работ не могут становится точной инструкцией или руководством к действию. Кейсы созданных и проведенных событий дарят вдохновение коллегам. Именно его так часто не хватает организаторам, которые больше озабочены поиском партнеров, оплатами и продвижением события. Философия Вахтанга Вахтангишвили заключается в том, что ивентор должен вдохновлять и своим трудом делать мир чуточку лучше. Такой подход позволяет создавать успешные продукты.
25 сентября 2020 года был проведен юбилей компании. Концепцию события сгенерировал сам заказчик, и звучала она как «10 лет на высоте». Весь праздник стилизовали под полет на лайнере. Специально для события была построена виртуальная студия, в которой на протяжении 5-ти часов велась трансляция силами профессионального телевизионного ведущего и команды техников. К нему постоянно приходили гости: учредители, сотрудники, певцы, музыканты. Так сценарий делился на номера. Единицы контента длились не больше 1,5-2 минут, и за счет такой тонкой нарезки внимание зрителей удавалось удерживать на протяжении всего прямого эфира.
Параллельно онлайну, в событие добавили офлайн-компонент. Офис компании стилизовали под аэропорт, и в один момент всем сотрудникам принесли еду в индивидуальных ланч-боксах официантки в форме бортпроводниц.
Вся команда, готовившая и проводившая онлайн-событие, устала гораздо больше, чем при организации привычных офлайнов. Дело в том, что при трансляции невозможна живая реакция зала, обмен энергиями. Отклик идет постфактум. А работать при отсутствии обратной связи очень и очень тяжело. Но, несмотря на все трудности, 10-летие прошло на высшем уровне и стало достойной страницей в книге истории компании.
Итак, онлайн-формат сложнее и непривычнее ивенторам. Но реалии таковы, что к нововведениям нужно привыкать, мириться с ними и продолжать работать. Вне зависимости от формата и концепции, создавайте события с любовью. С любовью к себе, к заказчику, к профессии, к миру. И тогда вы сможете выдать качественный, честный и продаваемый продукт.
Посмотреть полную запись выступления Вахтанга Вахтангишвили:
И видеозаписи других докладов Вахтанга о режиссуре мероприятий:
Рекомендуем посмотреть
Подпишитесь на рассылку
и получите комплект материалов для проведения онлайн-ивентов