Всё об организации
и продвижении событий

Подготовка событий Фестивали и праздники Спикеры и артисты

Как составить лайн-ап фестиваля: подводные камни работы с артистами, нюансы и форс-мажоры

Елена Моисеенко, музыкальный директор агентства ArtMania и фестиваля «Усадьба Jazz»

Агентство ArtMania 14 лет работает в Москве и 11 — в регионах (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж, Сочи) В разработке новые города. Главный проект — международный фестиваль «Усадьба Jazz», крупнейший в России и СНГ (также активно продвигается за рубежом).

Кроме того, ArtMania проводит занимается проведением корпоративных мероприятий и букингом артистов для частных мероприятий; делает городские фестивали и другие мероприятия для госструктур.

«Усадьба Jazz»

Фестиваль с преимущественно зарубежными артистами, концепция — современный европейский фестиваль свободной и импровизационной музыки. 

В 2017 году фестиваль проходил в Москве уже в 14-й раз. на 4 сценах выступили >30 артистов. Аудитория — более 20 000 человек. 

На «Усадьбу Jazz» нет конкурсного отбора артистов, организаторы составляют программу, исходя из своего видения. Составление программы — всегда компромисс между коммерческим интересом и просветительским (господдержки у фестиваля нет, ситуация со спонсорами от года к году нестабильная). С некоторыми артистами переговоры ведутся по несколько лет.

 Категории артистов в лайн-апе «Усадьба Jazz»:

  • Иностранные хедлайнеры — в связи с кризисом их цена выросла.
  • Русские хедлайнеры – сейчас на них делается акцент (группа “Ленинград” даёт больше хайпа в соцсетях, чем любой иностранный артист).
  • Иностранцы, привозимые при поддержке международных связей (работа с посольствами, культурными центрами, ситуация в РФ в этой области, международный культурный обмен, show cases ).
  • Молодые музыканты – продвижение и поддержка молодых российских музыкантов. Конкурс Усадьба Jazz с 2008 года — подобных мероприятий в России не хватает. Таким образом удалось открыть много новых имён.

Этапы работы с музыкантами

  • Первый контакт с агентом. Все контакты агентов есть в сети. Крупных артистов обычно забирают под крыло крупные агентства и дорого их продают — тогда контакты есть на сайте агентства. Полезны ли рекомендации влиятельных людей в музыкальном бизнесе и личные знакомства? Да, но если у вас их нет — не страшно. Главное — адекватность. Если не отвечает французский агент артиста — пишите испанскому и т.д.: нужен напор. Становитесь частью музыкального бизнеса: посещайте специализированные выставки, форумы и встречи, знакомьтесь.
  • Переговоры. Сразу дайте агенту чёткую конкретную информацию (дата, площадка, вместимость, цена билета, описание мероприятия). Также расскажите о ваших лучших проектах. Вы должны представлять, сколько стоит приезд артиста (иногда такая инфа есть в интернете, или можно спросить у друзей-промоутеров) и не стесняться торговаться. Для России артисты стоят изначально дороже, чем для Европы (перелёты идут отдельно, плюс стереотип «у русских много денег»). Пример: джазовый пианист Kurt Elling, которому за участие в корпоративном мероприятии агентство предложило в 4 раза больше адекватного гонорара. Понимайте специфику работы с иностранцами и российскими музыкантами. Оффер — это значит, что вы уже подтвердили свои намерения и готовы работать.
  • Контракт, он же договор. Его важно подписывать, особенно на больших мероприятиях. На что обращать внимание? Фиксируйте важные моменты. Иногда агенты сами забывают, что у них написано в стандартных контрактах. Обычно жёсткие пункты вносятся на всякий случай, потом идут навстречу. Обычно договоры составляются в пользу артиста, но интересы можно сбалансировать. Иногда встречаются загадочные для России пункты (страховка, доступ к информации о продаже билетов…) Не бойтесь задавать вопросы, обсуждать и предлагать менять/убирать пункты договора. 
  • Оплата. Очень часто выступления иностранных артистов на «Усадьбе Jazz» не оплачиваются через юрлицо компании: это сложно и дорого. Если больше 5000 евро, нужно очень много документов. Артисты привозятся при поддержке посольств, которые официально оплачивают и берут «бумажные» вопросы на себя. С российскими артистами заключается договор, оплата идёт по безналу. 
  • Визы. Нужно делать практически всем зарубежным артистам. Зарубежные агентства за их оформление берут много. Типы виз: гуманитарная (оформляется через Минкульт или МИД, не позволяет получать в России гонорар) и бизнес-виза (эта опция появилась недавно). Если вы понимаете, что артисту скоро приезжать, а визы ещё нет — звоните в высшие инстанции, просите и уговаривайте. Не отчаивайтесь.
  • Бытовой и технический райдеры: работа с отелями, транспортные компании, организация питания для артистов… Лучше всего работать годами с одними и теми же проверенными партнёрами. Чтобы всё было хорошо и все понимали специфику. NB: очень важен хороший переводчик/раннер! Чтобы умел действовать самостоятельно и разруливать проблемы.
  • Технический райдер. Усадьба Jazz многие годы работает с одной продакшен-компанией. Специально привозили звукорежиссёров из Канады, которые помогли выстроить работу технической команды, для управления сразу несколькими разными площадками.

Форс-мажоры и критические ситуации? В музыкальной отрасли всегда будут, каким бы опытным вы не были. Относитесь философски, не тратьте по возможности нервы. Выжимайте максимум из партнёров, подключайтесь сами. Если ничего не вышло — успокойтесь и впоследствии сделайте работу над ошибками.

 

<доклад с конференции Sold Out 2017>

Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Согласен на получение новостей и предложений по электронной почте
Рекомендуем посмотреть
Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Согласен на получение новостей и предложений по электронной почте