Ивентология — все о продвижении и организации мероприятий (событий).
Event-маркетинг от А до Я.
Режиссура мероприятий: взгляд Вахтанга Вахтангишвили
Большинство ивент-агентств не имеют права так называться и делать ивенты вообще. Почему? Рассказал о режиссуре мероприятий Вахтанг Вахтангишвили на форуме SOLD OUT.
Забудьте про организацию «мероприятия»
Event с английского дословно переводится как событие. А событие — это набор специально созданных действий, главная задача которых — изменение зрителя здесь и сейчас.
Например, если зрители слушают выступление спикера в зале, где внезапно начинается пожар, то это событие мгновенно изменит линию поведения всех людей: они просто убегут.
Каждый проект, который вы реализуете, должен изменять зрителя. Не развлекать, а менять — если мы говорим о профессиональной индустрии. Любитель не преследует цель изменить аудиторию, его интерес — только заработок.
Как только вы действуете из цели изменить аудиторию, у вас поменяется и чек, и клиентура. Даже если вы строите карьеру организатора ивентов в маленьком городе. Когда вы начинаете «воспитывать» аудиторию своими событиями, ваш чек будет расти.
Event-индустрия — это индустрия, производящая события. Ничего общего с термином «мероприятия» это не имеет. Расшифруйте дословно: мероприятие значит «принимать меры». Это термин из СССР, в котором для людей как раз и принимали эти меры.
Слово «событие» — это режиссёрский термин. Делать события учат режиссёров. Поэтому в ивент-индустрии так важен режиссёр. Но, как правило, этого человека в ивент-агентствах нет.
Создавая событие, вы можете совершенно менять сознание людей и настраивать их на разные действия.
Вахтанг Вахтангишвили: «Я, создавая события как режиссёр, могу сделать так, что народ через час пойдёт штурмом брать Смольный. А могу сделать так, что эти 75 тысяч человек с Дворцовой площади пойдут скандировать те лозунги, которые я им в голову вложил. Понимаете степень ответственности за то, что мы с вами делаем?»
Событие и смыслы
Сцена не прощает ошибок. Всё, что на ней происходит, — зона ответственности режиссёра. Это площадка для трансляции ценностей.
Клиент, который к вам обращается, — не профессионал и тем более не режиссёр. Вы сами должны поставить задачу сначала себе, а потом ему, чтобы правильно эти ценности донести.
Чтобы стать таким специалистом, которого слушают, нужно развиваться. Проводить анкетирование, исследования, анализ перед подготовкой сценария.
Например, вы организуете праздник — День строителя. Исследуйте: какие проблемы есть в строительной компании? Допустим, она за последний год выросла в 3 раза, люди внутри департамента друг друга не знают, и KPI их работы падает. Им некомфортно работать вместе. Значит, задача для строителей — повысить степень коммуникации внутри команды. Вы замеряете её при помощи HR-директора в начале работы, проводя анкетирование в рассылке, и после ивента. Благодаря этому вы понимаете, был ли эффективен ваш проект или просто ваш заказчик потратил на него деньги.
Всем, что происходит на сцене, должен руководить режиссёр — человек, который владеет методиками донесения смысла через сценические искусства.
Режиссура — это синтез науки и искусства. Её основной продукт — облачённые в материальную форму эмоции.
Самодеятельность или профессионализм?
Есть самодеятельный и профессиональный подходы к созданию событий.
В самодеятельном подходе события создаёт проджект — человек, который по замыслу обеспечивает по техническому заданию режиссёра всем необходимым.
Профессиональный подход — это содружество двух специалистов. Такой симбиоз позволяет вам расти. Это как хирург и медсестра, проводница и машинист — сотрудничество равнозначных людей, у которых функции разные, но одинаково важные.
Что такое режиссура в ивент-индустрии
Режиссура — это трансляция смыслов и ценностей в художественной форме. Упаковка мысли в высокохудожественную пилюлю, которая приносит результат.
Станиславский в начале 20 века назвал три функции режиссёра. Этот специалист создаёт нематериальный продукт, организует процесс и ставит задачи проджекту, чтобы качественно реализовать творческий продукт на сцене. Он же утверждает специалистов, контент, аппаратуру, свет, цвета и т. д. А ещё режиссёр воспитывает публику.
Для этого у него есть инструменты и документы. Разберём какие.
Идейно-тематический анализ
Прежде всего, среди документов должен быть сценарий. Первый лист сценария называется идейно-тематическим анализом.
В нём режиссёр прописывает три вещи.
- Тема проекта — о чём он? Это не расплывчатое «о любви» или «о дружбе». Тема — это то, что беспокоит режиссёра.
Например, для 2 000 вахтовиков, которые занимаются варкой труб, организовали необычный новогодний корпоратив. Нашли 10 лидеров в коллективе, обычных рабочих мужчин, и сделали фильм с их историями: о том, как один вспоминает на вахте, что заплетал дочери косы, другой мечтает обнять жену, третий ждёт встречи с мамой. Концепция заключалась в том, что в преддверии Нового года у каждого должно сбыться заветное желание. Истории рассказывали при помощи хореографии, вокала — об этих десяти людях. В финале каждого эпизода показали поздравление от членов семьи, которое записали втайне от работников. Суровые мужчины в зале плакали. Режиссёр донёс им идею, что самое главное в жизни — забота о близких.
- Идея проекта — для чего его делать?
- Сверхзадача — ради чего делать?
Когда готова тема, идея и сверхзадача сценария, нужно найти строительный материал для него.
Материал для создания сценария
Первый тип строительного материала для сценария — документальный. Это газетные вырезки, дневники, фото, кинохроника, чертежи, документы, личные вещи, сами люди и т. д.
Например, вы собираете много всего про историю строительной компании, готовя её юбилей, и потом используете это в сценарии. То есть переводите документальный материал в художественную форму.
Для этого есть разные способы.
- Аудиальный. Это воздействие голосом — ведущего, за кадром.
- Визуальный. То, что человек видит. Это видеоконтент, декорации и т. д. Например, для 9 Мая — занавес в виде солдатских шинелей с оцифрованными реальными фронтовыми письмами.
- Реальный герой. Человек, участник событий, который появляется в сценарии. Например, в кульминационный момент на сцену выходит старушка-ветеран, которая говорит зрителям: «Чтобы не было войны — нужно любить».
- Метафора. Высший уровень мастерства. Например, вы нашли в архивах военную каску, пробитую пулей. И делаете хореографический номер — человек танцует после боя во время привала, собирая в эту каску цветы. Так символ смерти — каска — превращается в символ жизни.
Второй тип строительного материала — художественный. Это живопись, архитектура, дизайн, кинематограф, скульптура, музыка, поэзия, хореография — произведения искусства, которые помогают вам раскрыть тему, идею и сверхзадачу.
5 элементов сценария ивента
Поговорим о композиционном построении проекта. Из чего состоит композиция?
1. Пролог
Это первые три минуты события. Когда открывается занавес и начинается интро. В это время зритель должен погрузиться в атмосферу события и место действия, познакомиться с героями и созданным миром.
2. Завязка
Начало действия. Это второй номер или выход ведущего. В этот момент зритель понимает, что что-то началось, погружается в конфликтную линию.
3. Развитие действия
Комплекс структурных единиц сценария, раскрывающих заданную тему, идею и сверхзадачу.
4. Кульминация
Самый яркий момент шоу, взрыв эмоций, когда люди встают от восторга.
5. Финал
Это последние несколько минут. Может быть точечный, когда зритель понимает, что уже ничего дальше не будет происходить. Или закатный — когда всё хорошо, но финал остаётся открытым. Это есть реализация сверхзадачи.
Структурные единицы сценария
- Номер — самый маленький эпизод.
- Эпизод номеров — объединение номеров в эпизод по принципу единой темы.
- Блок номеров — объединение эпизодов по принципу единой темы.
- Отделение — объединение блоков по принципу единой темы.
- Связки — малая форма, соединяющая между собой только номера.
- Мостики — может быть полноценным номером по форме. Соединяет между собой эпизоды или блоки.
Виды сценария и документы режиссёра
Всего есть два вида сценария — оригинальный и компилятивный.
В оригинальном все компоненты сценария, музыка, костюмы, декорации, видеоконтент создаются специально для данного проекта, с нуля. Если, например, у вас в постановке звучит Чайковский — это уже не оригинальный сценарий.
В компилятивном компоненты сценария вторичны, режиссёр использует уже существующие произведения искусства, объединяя, компилируя их в новый продукт.
Из чего состоит режиссёрский сценарий? Есть стандартный пакет документации.
- Контакт-лист. Все лица проекта: Ф. И. О., их телефоны.
- Тайминг события. Во сколько что происходит.
- Порядок выпуска номеров. Кто за кем ходит в гримёрку, за кулисы.
- Световая партитура + звуковая партитура + видеопартитура + речь ведущего.
Режиссёр должен контролировать и знать каждое слово, которое прозвучит со сцены. Без импровизации ведущего. Даже она должна быть продумана, чтобы у вас точно получилось донести нужные смыслы до зрителя.
Не делайте мероприятия. Создавайте события, которые изменят жизнь людей.
Рекомендуем посмотреть
Подпишитесь на рассылку
и получите комплект материалов для проведения онлайн-ивентов