Ивентология — все о продвижении и организации мероприятий (событий).
Event-маркетинг от А до Я.
Как сделать солдаут на рынке научно-популярных событий
Как организовать научную конференцию? На примере форума «Учёные против мифов»
Георгий Соколов, продюсер научно-просветительского форума «Учёные против мифов», экс-шеф-продюсер конгрессно-выставочной компании «Империя», директор по маркетингу Genes1s
Задачу организовать новый научно-просветительский форум Георгий получил в 2016 году, после нескольких лет работы в «Империи». Эта конгрессно-выставочная компания проводила по 30 деловых форумов в год, билеты на них могли стоит по 50 тыс. руб., без питания и проживания. Организация таких мероприятий была бы невозможна без чётко продуманного алгоритма, который включал 700 шагов и был рассчитан на 4 месяца. Новый вызов был принципиально иным: научная тема специфична, докладчики в ней — далеко не звёзды шоу-бизнеса.
Всего в Москве и Санкт-Петербурге было проведено три однодневных (8-9 часов) форума «Учёные против мифов». Среди спикеров было 3 доктора и 3 кандидата наук — специалисты в археологии, лингвистике, антропологии, древней истории. На каждом форуме в среднем было 500 участников, при стоимости билетов от 600 до 10 000 руб. (стабильно за месяц был уже sold out). Онлайн-трансляцию стоимостью 200 руб. смотрели 300-500 зрителей. Видеозапись, например, первого форума посмотрело около 200 000 человек. Как же удалось этого добиться?
Предыстория
Успешно провести такие мероприятия с нуля было бы невозможно. Вместо этого, они были встроены в большую систему, у истоков которой стоял портал АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ научного журналиста Александра Соколова и антрополога Станислава Дробышевского. Этот сайт существовал к тому моменту уже 6 лет, на чистом энтузиазме и без рекламы. При этом был наработан авторитет, связи с лучшими учёными страны. В сообществах портала в соцсетях было порядка 45 тыс. подписчиков.
В 2013 году вышедшая на портале статья «13 мифов об эволюции человека» стала абсолютным хитом. Одновременно развивалась оффлайн-активность: проводились лекции по этой теме, в том числе, в Дарвиновском музее в Москве и Музее истории религии в Санкт-Петербурге. В 2015 году стартовала серия популярных (до 120 тыс. просмотров) YouTube-роликов «Мифы об эволюции человека», а одноименная книга Александра Соколова стала бестселлером и вышла в финал премии «Просветитель».
В 2016 году очередная встреча в Музее истории религии собрала 200 человек (билеты стоили по 200 руб.), после одного поста в соцсетях и рассылки одного письма по уже подготовленной аудитории. После этого организаторы поняли: пора проводить мероприятие федерального уровня.
Именно на этом этапе подключился Георгий. По его словам, до этого он не видел в России действительно хорошо организованного научно-просветительского мероприятия. Этим занимались любители и энтузиасты, не имевшие нужных знаний. Тем интереснее было сделать такое мероприятие самому, опираясь на накопленный опыт.
Концепция
В основу концепции положили развенчание лженаучных мифов. Разрушение заблуждений всегда интересно. Кроме того, здесь уже заложен конфликт. Спикеров на 50% было решено звать «звёздных», известных популяризаторов науки (Александр Марков, Владимир Сурдин, Александр Панчин — лауреаты премии «Просветитель»). Другие 50% — нераскрученные учёные.
Для докладов подбирались темы, вызывающие самые бурные споры в интернете. Например, строительство египетских пирамид и других масштабных сооружений («Древние люди не могли, у них не было таких технологий!») Лекция Александра «Мегалиты и рептилоиды. Лженаука в области древнейшей истории» уже одним своим названием вызвала интерес нескольких ТВ-каналов.
В формулировки тем целенаправленно включались самые идиотские из существующих мифов. Плюс, в каждой из них был конфликт. Например:
- «Индейцы верхом на динозаврах, космические корабли майя и пластилиновые технологии инков: криптоисторические мифы о доколумбовой Америке»
- «Литераторы против историков: как мифологизируется история государства российского? На примере произведений Бориса Акунина»
- «Слово о полку Игореве против Велесовой книги, или легко ли обмануть историка?»
Организаторы внимательно изучили сотни и тысячи комментов к роликам на YouTube, самые рейтинговые темы включили в анонс.
Визуальное оформление делалось соответствующее. Например, в основу логотипа легли самые мракобесные антинаучные мифы: неандерталец на динозавре на фоне египетской пирамиды, из-за которой выглядывает летающая тарелка (в видеозаставке обыгрывались те же образы). Для третьего форума, проводившегося в Петербурге сделали вариант с Исаакиевским собором. Уже в процессе подготовки ивента начался скандал вокруг передачи Исаакия РПЦ.
Позиционирование выстраивалось под ЦА, которую организаторы хорошо знали. Форум для тех, кто:
- устал ломать копья в спорах с адептами точки зрения «учёные скрывают»
- увидев на этапе лого РЕН-ТВ, переключает на другой канал
- понимает разницу между научными аргументами и копипастом картинок
В анонсах использовался слоган: «10 джедаев науки против тёмных сил мракобесия». А также другой провокационный, вирусный контент: например, образ рептилоида или «преступной банды» учёных (как назвал спикеров форума один противник).
Для спикеров старались выбирать максимально неформальные, весёлые фотографии. Некоторые из них, реконструкторы, позировали в костюмах древних эпох.
Первые два форума проводились в московском пространстве «Телеграф»: на Тверской, в двух шагах от Красной площади. При этом хозяева «Телеграфа» сделали организаторам скидку 50% на аренду.
Шоу и интерактив
Высидеть 8 часов лекций трудно, поэтому организаторы добавляли шоу, юмор и интерактив. Например, выставку черепов предков человека (с ними можно было фотографироваться) или демонстрация сверления гранита по древнеегипетской технологии (с помощью медного коловрата, реконструированного по фрескам). Ещё один пример — мастер-класс «Череп инопланетянина своими руками» от Алексея Бондарева.
Кроме того, ко второму форуму организаторы придумали премию «Почётный Академик ВРАЛ» (Совместно с фондом «Эволюция»). ВРАЛ — «Вруническая академия лженаук». Кандидатов предлагали подписчики в соцсетях, через два отборочных этапа определились три финалиста: Анатолий Фоменко, Ирина Ермакова и Михаил Задорнов. Диплом и статуэтку «Грустный рептилоид» в итоге получила Ирина Ермакова (заочно — она, как и другие номинанты, на форум не пришла).
Наконец, на третьем форуме в Петербурге состоялась премьера 3D-мультфильма С. Кривоплясова «Эволюция от обезьяны к человеку». Средства на него собирались через сайт Oper.ru Дмитрия «Гоблина» Пучкова.
Ценовая политика и расходы
Помимо стандартных билетов, стоимость на которых несколько раз повышалась, были ещё и:
— Именные места в первых рядах.
— Спонсорские билеты, обладатели которых получали фото со всеми спикерами и их автографами, именной «Диплом борца с мракобесием», участие в торжественном коктейле-фуршете и книгу одного из спикеров с его автографом.
Спонсорский билет давал право прохода на все мероприятия АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ на 2 года. Но многие, тем не менее, покупали спонсорские билеты на каждый форум, чтобы поддержать проект.
Кроме того, была онлайн-трансляция с отдельным спонсором.
Весь бюджет первого форума составил 50% аренды зала (60 тыс. рублей). Выручка от билетов покрыла все расходы с лихвой. Спонсорские деньги были, но небольшие и решающей роли они не играли.
Спикерам организаторы за доклады не платили — оплачивали только дорогу и проживание иногородним.
Реклама
Бюджет рекламной кампании составил 0 рублей. Продвижение велось через группы АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ в соцсетях, дружественные блоги и паблики (включая BadComedian и Naked Science), а также лидеров мнений: Николая Дурова, Ефима Шифрина, Дмитрия Потапенко. Кроме того, на Oper.ru размещались «разведопросы» с Александром Соколовым, видеозаписи выступлений с прошлых форумов и ролики-приглашения.
Также проводились онлайн-дискуссии по актуальным темам, с учёными, представлявшими разные точки зрения. Например, «Нужны ли пилотируемые космические полёты?»
Организация форумов
К организации мероприятий подошли максимально профессионально. Кроме продаж билетов, были:
- контакт с участниками до форума (включая высылку подробной памятки со схемой прохода)
- слаженная работа волонтёров (их инструктажу уделялось особое внимание)
- стопроцентное соблюдение программы и регламента (никаких отмен/замен лекций, нарушений тайминга и порядка)
- программа, которая «держит» с утра до вечера (до конца был полный зал)
- призы и подарки спикерам и участникам (в том числе, за лучшие вопросы)
Со спикерами поддерживались тёплые дружеские отношения, поддерживался постоянный контакт. Организаторы помогали интересно сформулировать тему доклада под формат форума. Регламент многократно проговаривался со спикерами. По итогам каждого форума, они получали благодарственные письма и интересные подарки (например, бюсты Эйнштейна и ярко-зелёные печеньки «Нибиру»).
В рамках посткампании, проводилась публикация записей и стенограмм выступлений (в том числе, на Oper.ru) и конкурс отзывов в соцсетях, также с призами.
Явные мракобесы на форум не приходили, но вели жаркие споры в комментариях под роликами. Были ролики против форума — признак его популярности.
Конечно, были в процессе организации и фейлы — недоработки. Например, АНТРОПОГЕНЕЗУ.РУ пока не удалось найти оператора онлайн-трансляции, который работал бы без ошибок. Другая проблема — даже если все билеты выкуплены, около 10% стабильно не приходят. Если зал с фиксированным количеством мест (как это было в последний раз в Санкт-Петербурге), пустоты смотрятся некрасиво. Недостаточно ещё отработано взаимодействие с федеральными СМИ.
Выводы
Коротко ключевые факторы успеха форумов «Учёные против мифов»:
- наличие большой лояльной аудитории (такую нельзя купить рекламой, а можно только тщательно наработать)
- встроенность форума в более крупный проект, целую субкультуру
- острые, конфликтные темы
- уникальное сочетание глубокой науки, юмора и шоу
- отсутствие упора на коммерцию
- технологичный подход
- забота обо всех участниках
Читайте другие материалы блога
Как меняется рынок онлайн обучения и образования
Инструменты продвижения мероприятий: концертов, фестивалей, конференций
Рекомендуем посмотреть
Подпишитесь на рассылку
и получите комплект материалов для проведения онлайн-ивентов