Всё об организации
и продвижении событий

Подготовка событий После события Полезное Статьи Спикеры и артисты

11 признаков хорошего спикера

Что делает идеальный спикер, качества хорошего спикера

Спикеры бывают разные, одни с первой же секунды выступления заряжают своей харизмой и знаниями, другие не могут вымолвить и слова, и тогда участникам сразу хочется залечь на дно. 

Каким должен быть идеальный спикер, который и замотивирует, и профессионализмом поделится, и не будет читать заумную лекцию на 365 страниц?

Виктория Слуцкая, тренер и ментор, который помогает с выступлениями и презентациями, делится 11 признаками хорошего спикера, чтобы вы смогли их вовремя распознать.

Итак, что обычно делает хороший спикер?

1. Готовится к выступлению и не опаздывает

Как бы очевидно это ни звучало, хороший спикер приходит подготовленным независимо от времени, которое он готов выделить, будь то пару часов в машине или месяц прицельных усилий. У такого спикера есть четкие ответы на 2 вопроса:

— Что слушатель должен сделать, понять или почувствовать после выступления

— Какая основная идея выступления (в нескольких предложениях)

2. Использует принцип «меньше да лучше»

Профессиональный спикер избирателен в том, о чем говорит. Он наверняка очень много знает, но выбирает из всего опыта тот 0,01 % информации, который станет актуальным для аудитории мероприятия.

Один аналитик делал доклад на тему «Дизайн-мышление в бизнес-анализе». Это такой метод разработки продуктов и услуг, ориентированный на потребности пользователей. Спикер решил в мельчайших подробностях описать каждый этап процесса и рассказать про эмпатию, фокусировку, генерацию, выбор идеи, прототипирование и тестирование. 

В итоге получился подробный пересказ популярных книг по теме. Организаторы мероприятия, слушая доклад на прогоне, поняли, что это нерабочая история и убедили эксперта раскрыть тему через личную историю. В итоге он решили сфокусироваться на том, благодаря чему удалось внедрить дизайн-мышление на проекте. 

Пересказ книги превратился в историю, главным героем которой стал сам спикер. Аудитория узнала про аналитика, который поверил, что дизайн-мышление может принести пользу, и убедил команду использовать этот инструмент. 

3. Четко структурирует информацию

Если предприниматель способен нарисовать бизнес-идею на салфетке, то у спикера на салфетке должна поместиться структура выступления. Хотя бы самая обычная — вступление, три пункта основной части и заключение. 

И если вы хмуритесь на пятой минуте презентации, а в голове — полный винегрет, то скорее всего спикер о вас не позаботился.

4. Приводит в презентации наглядные примеры

Слушателю не интересны общие фразы и размытые формулировки. 

Однажды проектные менеджеры готовили доклад о принципах работы эффективных команд. В их выступлении часто звучали такие слова, как доверие, ответственность и прозрачность. Аудитории же хотелось понять, как это доверие и ответственность проявляются каждый день в работе команды.

На самом деле спикеры, вместо общих фраз, могли детально рассказать о том, как пришли в коллектив, который избегал лишний раз взаимодействовать друг с другом, а команда разговаривала о трудностях только в курилке и боялась предлагать решения. И похвастаться трансформацией уже через пару месяцев, объяснив, как им это удалось.

Вместо общих категорий докладчики могли привести пример, что они, как менеджеры, поощряли коллег делиться информацией на ежедневных собрания или специально выделяли сотрудникам рабочее время для задач, которые им интересны и будут их развивать. 

Помните, насколько важны примеры и кейсы из практики.

5. Горит своей темой

Как вы думаете, кто окажется более харизматичным:

— Спикер, который думает: «Ой, да все и так об этом слышали» или «Кому интересен мой опыт?» 

или

— Спикер, который говорит себе: «Так, я собрал для выступления все самое основное, теперь участникам не нужно будет самим читать 20 книг»?

Помню, как на IT-конференции докладчик рассказывал про паттерны Java так, что под конец хотелось сказать «ничего не понятно, но оторваться просто невозможно». 

6. Умеет расположить аудиторию

Возможно, вы были на таких мероприятиях, когда спикер только начнет: «Добрый день! Тема моего выступления…», а вы мысленно уже ищете «запасной выход»?

Выражение «контакт, затем контракт» работает и для выступлений. 

Дайте аудитории причину вас слушать: познакомьте людей с собой, развейте их сомнения, например: «Я уже вижу у некоторых в глазах вопрос: что, опять будем говорить о лидерстве…»

Спикер может предложить нетворкинг даже со сцены: от предложения выяснить, что думает сосед справа или слева, до выделенного времени на формат открытого микрофона — когда зритель может выйти на сцену, представиться и в течение нескольких минут высказать свое мнение. 

А может просто пригласить к диалогу после доклада, сказав: «Я до 15.00 часов буду в зоне Х, буду рад всем, кто хочет обсудить подробнее тему».

Профессионал всегда подготовит почву и сумеет расположить людей к себе.

Что делает идеальный спикер, качества хорошего спикера
7. Соблюдает четкий тайминг

Опытный спикер умеет держать баланс.

Часто можно наблюдать ситуацию, когда 20 минут из 30 докладчик тратит на вступление, а потом удивляется, «как это время вышло, у меня ж еще 100 слайдов приготовлено». Или еще лучше, держит интригу на протяжении выступления, а потом «прошу прощения, нужно завершать, приходите в следующий раз». 

Такого лучше избегать.

8. Прекрасный оратор и хорошо владеет профессиональной лексикой

Вы тоже больше доверяете спикеру, который грамотно говорит, не злоупотребляет словами-паразитами и не тараторит?

Хорошо, когда у спикера в арсенале есть разные инструменты: здесь сравнение, там история, теперь демонстрация. Такое разнообразие подкупает.  

Чтобы развить в себе качества хорошего оратора:

— Почитайте популярные книги о презентациях и выступлениях и воспользуйтесь предложенными техниками

— Запишитесь на курс ораторского искусства

— Начните выступать в привычном контексте, предложите провести рабочую встречу или сделать небольшой мастер-класс для коллег

— Если вы ведете соцсети, проведите эфир на интересную для вас тему

— Записывайте свое выступление на видео и пересматривайте его, чтобы отслеживать моменты, которые нужно исправить

— Просите обратную связь после любого выступления, даже если страшно

Подумайте, что именно сейчас подойдет вам.

9. Вовремя переключает внимание аудитории 

Хороший спикер следит за настроением и состоянием аудитории, чтобы вовремя подстроиться и переключить ее внимание. 

На одном мероприятии ведущий придумал неплохой интерактив между выступлениями спикеров. Аудитории нужно было отвечать на вопросы об уходящем годе, используя приложение Mentimeter. На большом экране зал видел ответы на такие вопросы: «Неожиданностью 2021 стало…» или «В 2022 на вкладыше жвачки love is мы увидим…» Большинство ответов были смешными и неожиданными. 

Но в какой-то момент люди устали от такого формата, и в воздухе витала атмосфера «когда это закончится». К сожалению, ведущий это не считал и продолжал как ни в чем не бывало.

10. Шутит! 

И не поспоришь. А один спикер как-то парировал: «Не получится не быть серьезным. Моя аудитория — врачи». Сразу подумалось: «А врачи что, не люди?»

Так что улыбайтесь, особенно, когда говорите о сложных и серьезных вещах. Слушателям нужно время осознать и понять идею, а используя юмор, вы даете им время на передышку. Посмотрите, как ведет лекции ученый Роберт Сапольски — рассказывая важные вещи, он много шутит и вовлекает аудиторию, чтобы у студентов было время переварить важную информацию. 

Также можно посмотреть выступление на TED Кена Робинсона, который тоже блестяще разбавляет важные тезисы непринужденным юмором.

11. Вовлекает

Хороший спикер не боится разговаривать и взаимодействовать с публикой. В чем секрет? 

Вовремя заданный вопрос, предложение разгадать загадку, обещание сделать на сцене сальто, если никто не будет смеяться (такое обещание прозвучало на вечере стендапа), просьба поднять руку, похлопать в ладоши или дать пять людям вокруг. 

Главное, чтобы аудитория понимала, что она со спикером сейчас вместе и даже заодно.

Теперь вы точно знаете, какие спикеры искренне позаботятся о вас, когда вы в зале, а каким нужно просто отправить эту статью. И пусть спикеры дарят нам впредь только одно состояние — предвкушение следующего выступления.

Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности
Согласен на получение новостей и предложений по электронной почте
Рекомендуем посмотреть
Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности
Согласен на получение новостей и предложений по электронной почте

На эксклюзивном онлайн-курсе Наталии Франкель «Event-менеджер» мы даем комплексный подход к организации, продвижению и проведению событий. После обучения вы сможете создавать профессиональные мероприятия от анализа рынка до постпродакшна.

Почитать про 5 приемов вовлечения аудитории во время открытого урока, вебинара или выступления от Виктории