Алексей Федоров — продюсер и сооснователь JUG Ru Group, крупнейшего в России организатора конференций для программистов. Поговорили с ним о том, почему трудно переводить мероприятие в онлайн, что для этого нужно, и каковы его прогнозы на будущее.
Алексей, когда вы поняли, что из-за коронавируса работу придётся перестраивать? С чего вы начали?
В феврале я побывал на четырёх крупных профессиональных мероприятиях: в Бельгии, США, Германии и Новосибирске. И везде всё прошло нормально — посетителям давали санитайзеры и все спокойно себя чувствовали. Мы думали, что сделаем так же и нормально выберемся из ситуации.
В март мы вошли с ощущением, что да, где-то есть вирус, да, вокруг него есть хайп, но нас всё это обойдёт стороной. Мы тогда готовились провести несколько своих конференций для программистов в апреле-мае.
Но выйдя на работу после восьмого марта, мы увидели, как клиенты один за другим начинают оттормаживать платежи. К середине месяца поток входящих денег в компанию практически остановился. Власти стали вводить запреты на проведение массовых мероприятий в Москве и Питере — а мы проводим конференции именно в двух этих городах. В саппорт начали сыпаться вопросы от «Что вы собираетесь делать?» до «Вы что, собираетесь нас убить?» И мы поняли, что нужно срочно что-то предпринимать.
В районе 20 марта мы договорились с нашими площадками и передвинули наши конференции с апреля-мая на июнь-июль. И когда я внутри нашей компании всё это анонсировал, то сразу озвучил: теперь у нас есть новый план А — это июнь-июль, и план B — нужно идти в онлайн. А уже в следующую пятницу стало понятно, что эти планы нужно менять местами. И в понедельник утром, 30 марта мы начали работы по онлайну.
С какими трудностями вы столкнулись при переходе в онлайн?
Это огромная работа: надо переделывать, по сути, весь продукт, прорабатывать процессы, которых у вас до этого не было. До этого уже несколько лет мы делали онлайн-трансляции наших офлайн-мероприятий, но это всегда был дополнительный продукт. У нас всегда 90% участников приходило ногами. Онлайн стоил в 2 раза дешевле, и кто-то, кто не мог участвовать лично, пользовался этой опцией. Трансляции мы делали качественно, в прошлом году уже перешли на полноценный 4К: мощный видеозахват, хорошие камеры. Работаем с профессиональными подрядчиками и сами имеем многолетнюю экспертизу в этой области.
Но понятно, что онлайн-трансляция офлайн-мероприятия — это совсем не то же самое, что онлайн-мероприятие. За последние три недели выяснилось, что здесь огромный объём работ, с которыми наша команда никогда не сталкивалась. Мы, например, хорошо знаем, как застраивать площадку и как привозить спикеров. А вот как верстать эфир — не особо. И не только мы оказались не готовы, но и спикеры: с ними надо проводить отдельную работу, объяснять, что, как и зачем.
Дальше — больше. Спонсоры наших конференций оказались совершенно не готовы к онлайну. Это вообще смешная история. Наши спонсоры — в основном IT-компании или крупные компании с мощными IT-отделами: банки, ритейл и так далее. Вроде бы довольно продвинутые в диджитале ребята. Но на проверку оказалось, что они хорошо понимают, что такое «поставить стенд на выставке», но очень плохо понимают, что такое интеграция в онлайн-мероприятие.
Ещё одна крупная проблема — нетворкинг на онлайн-мероприятиях. Есть люди, которые кричат, что знают, как его делать. Но это всё слёзы, если честно.
Как вы в JUG Ru справляетесь с этими трудностями?
У нас в штате человек 60, нагрузка выросла у всех. Саппорт разбирается с возвратами денег и заменами на онлайн. Инженерная команда учится делать надёжную видеосвязь со спикерами. Ребята, которые занимаются докладами, думают над их форматами, над тем, как спикеров обучать и возвращать — потому что часть спикеров сказала «Ну нафиг, не хочу выступать онлайн». Маркетинговая команда думает, как это всё продавать. Продуктовая команда работает над упаковкой продукта, и так далее. Сейчас приходится всем всё доказывать заново, и это довольно трудно.
Спасают две вещи. Во-первых, профессионализм нашей команды. Весь объём работы можно разбить на блоки, и в каждом блоке будут люди, которые могут это на себе вытащить. И во-вторых, выяснилось, что теперь мы можем делать мероприятия не на два дня, а хоть на две недели. И что есть программисты, которым интересно участвовать не в одной нашей онлайн-конференции, а сразу в нескольких. Поэтому мы сделали абонемент, состоящий из всех наших восьми конференций первого полугодия 2020. Если его купить, можно поучаствовать сразу во всём. Сделали тематические подборки для разных спецов — какие темы и доклады с наших мероприятий могут быть им интересны. Фактически, мы построили upsell-модель, которую будем использовать в ближайшие два месяца.
И ещё одна важная штука. Конференции обычно ближе к дате начала повышают цены на билеты. У нас конференции стояли в разные месяцы, с разными ценами, которые менялись они тоже по-разному. По какой цене в этом случае нам нужно продавать абонемент? Ведь он не может стоить на сайте одной конференции, которая в него входит, десять тысяч рублей, а на другом — пятнадцать. Нужно было выровнять все цены, и мы это сделали. При этом мы прикинули, как изменились наши затраты, и это тоже учли.
Как всё это принимает аудитория? Уже есть первый фидбек?
Пока непонятно, мало статистики. Когда мы строили эти планы, то ориентировались на то, что: