Ивентология — все о продвижении и организации мероприятий (событий).
Event-маркетинг от А до Я.
«Лестница в небо»: как организовать рок-фестиваль с нуля
История появления рок-фестиваля «Лестница в небо» и вывода его в плюс. Технические решения, реклама и факапы — из опыта организатора Анны Слитниковой, которым она поделилась во время выступления на форуме SOLD OUT. Самое интересное из выступления собрали в статью.
Идея фестиваля и первый провал
Фестиваль «Лестница в небо» проводится с 2014 года в Краснодарском крае.
Как любое мероприятие, он начался с идеи. Это частный фестиваль, который организован на личные деньги собственника. Он каждый год выходит на сцену лично приветствовать своих гостей. «Лестница в небо» — дань памяти его сыну, который очень любил рок-музыку: так из грустного события сделали фестиваль с идеей торжества жизни.
Слоган — «фестиваль с историей, фестиваль с душой». Имеется в виду не только душа человека, которому он посвящён, но и душа каждого, кто пришёл на фестиваль.
Первая задача для организаторов после создания идеи — найти название фестиваля.
Думали долго и в итоге вдохновились песней Led Zeppelin “Stairway to Heaven”. Кроме этого, в Краснодарском крае раньше уже проходил фестиваль бардовской песни «Лестница в небо», поэтому рок-фестиваль стал логичным его продолжением.
Потом родился логотип — синий цвет символизирует небо, а картинка походит на птицу, которая набирает высоту.
Собственник фестиваля также создал благотворительный фонд, символ которого — руки, хранящие сердце. Он украшает сцену из года в год.
После первого фестиваля в 2014 году организаторы получили очень негативные отзывы.
Фестиваль был провальный. При вместимости площадки 8 тысяч человек собрали 1,5 тысячи человек.
Тогда организаторы не знали, что такое фестиваль, и неудачным было примерно всё: горела сцена, плакали артисты, Кипелов отказался сюда ехать, так как не понял, куда его приглашают, и не хотел выступать в маленьком посёлке в чистом поле. Вместо него в 2014-м приехала «Ария», собрали интересный музыкальный состав, например приехал бывший участник Deep Purple Джо Линн Тёрнер.
Но даже при классном лайн-апе не получилось донести смыслы.
Многие из тех, кто купил билеты, знали историю создателя, потому что в Краснодаре практически все друг друга знают. Люди вообще восприняли историю не так, как хотелось организаторам. Был поток негативных рецензий на ивент.
Это всё не остановило команду, и они решили продолжать делать фестиваль. С 2021 года фестиваль работает в плюс. И в 2024 году он стал одним из самых крупных событий на юге России.
На сцене всегда в среднем 4 хедлайнера. Например, «Пикник», «Кипелов», «КняZz» и «Звери».
Дальше поговорим о том, как это стало возможным.
Ошибки и опыт организаторов
Через какие ошибки прошли организаторы, когда только начинали запуск фестиваля.
1. Выбор площадки
Для однодневного фестиваля не было смысла что-то строить в поле, подводить туда воду, электричество и т. д.
У собственника в аренде был стадион в посёлке Афипский с населением 20 тысяч человек. Организаторы рассудили, что точно соберут 8 тысяч человек даже из местных.
К площадке прилагалась готовая инфраструктура, не было необходимости что-то туда везти или далеко ехать.
Но был и большой минус — дома вокруг.
Сначала все ожидали, что фестиваль радостно примут, а неизвестный посёлок станет популярным. Оказалось всё наоборот. Жители посёлка писали письма с жалобами, вынудили первый фестиваль закрыться раньше, буквально кидали камни в артистов, которые приехали выступать.
Даже фейерверк принёс не радость, а несколько исков от автовладельцев, на машины которых попали искры.
В итоге решили переехать на другую площадку. Она тоже принадлежала собственнику и тоже находилась в посёлке недалеко от города, но была ничем не окружена. Здесь была инфраструктура клуба загородного отдыха.
2. Гигантизм
Хотелось всё самое лучшее: например, на первом фестивале возвели огромную сцену длиной 75 метров и высотой 30 метров. Вывеска — 16 метров.
Это очень дорого стоит и было нецелесообразно. Только на один экран с крыльями потратили 1 млн рублей.
Кроме того, сюда звали самые громкие имена, использовали самые передовые технологии. Это круто, если вас кто-то спонсирует, но не тогда, когда вы тратите собственные деньги.
В 2017 году сцена стала 70 метров в длину, в 2023-м — 40 метров.
Маленькая сцена собрана в Краснодаре и стоит намного меньше, но полностью выполняет все свои функции.
3. Входная группа
На первом фестивале были огромные очереди из-за малого количества входов.
На фестиваль люди никогда не приходят равномерно. Большой наплыв обычно случается к выступлению хедлайнера — тогда и собираются очереди.
Поэтому входную группу расширили и заодно разработали алгоритм, как пропускать людей на фестиваль, чтобы больших очередей не было.
Сначала стоят сканировщики, которые проверяют билеты. Перед ними — волонтёры, которые подсказывают людям, что нужно подготовить к осмотру. После сканировщика человек надевает посетителю на руку браслет.
Совет: обязательно имейте проблемный вход, куда вы будете отправлять людей, если что-то идёт не так. Может случиться такое, что билеты будут продавать мошенники на Авито несколько тысяч раз. Например, на один вход как-то раз здесь было 350 попыток повторного входа. И проверять это нужно до того, как человек попал на досмотр, чтобы ему не пришлось идти против хода толпы.
Правильная схема пропуска: билет — браслет — досмотр.
Чтобы избежать очередей, открывайтесь немного раньше.
4. Правила безопасности
На фестивале обязательны правила, чтобы он был безопасным. Например, нельзя проносить стулья, воду, надевать шипованные браслеты. Потому что такой браслет можно использовать как кастет, соединение с жидкостью может дать зажигательную смесь, а стул легко можно бросить на сцену.
Охраны нужно не меньше 200 ЧОПовцев на 10 000 человек. Плюс полиция и казаки.
5. Туалеты
Вы можете сделать всё идеально и собрать идеальный лайн-ап, укладываться в тайминг, но, если не хватает туалетов и на фудкорте стоит очередь, случится катастрофа. Получите много негативных отзывов.
В 2022 году поставили кабинки из расчёта 1 туалет на 250 гостей. Это мало.
Идеальная формула: 1 кабинка на 150 гостей.
Люди не хотят стоять в очереди в туалет, когда выступает их любимый артист.
6. Режиссура
Организаторам было важно донести смыслы: что это за фестиваль и почему он так называется. Получилось не сразу. Помогла грамотная режиссура.
На протяжении ивента придумывали единую нить повествования — от открытия до последней песни.
Например, было уместно добавить на сцену лирику, ангелов.
Самые крутые номера — то, что подходит под формат мероприятия. Например, всем запомнился номер с барабанщиками, в котором барабаны горели.
Также здесь были танцевальные номера, шоу, на сцену выходили дети, а завершалось всё салютом.
Для собственника салют — «привет» своему сыну. Ведущий говорит со сцены, что для каждого из нас есть человек, которому мы хотим послать привет в небо.
Какие есть ещё инструменты режиссуры
- Видеоконтент
Самый простой инструмент шоу — видеоконтент. Его часто привозит с собой музыкальный коллектив. Например, возрождённая группа «Кино». На своём выступлении музыканты использовали голос Виктора Цоя и смоделировали с видео.
Похожий контент использует группа «Король и шут».
Есть создаваемый контент — для знаковых эпизодов.
Есть контент с использованием света в перебивках, когда нужно чем-то занять людей.
Случаются и факапы. Иногда на фестивале просятся выступить местные артисты. Под одно из выступлений организаторы подготовили видеоконтент, но договорились, что, так как в это время идёт пересетап, певице нужно будет петь под фонограмму, чтобы не было расхождения видео и аудио. Но в какой-то момент контент задвоился, и начали звучать два голоса певицы с разницей в долю секунды. Вывод: если вы сделали всё хорошо на прогоне, то больше не трогайте файл, не переносите с компьютера на компьютер несколько раз.
- Аудиоконтент
Есть музыка от артистов, и зрители, конечно, приходят ради неё.
А в 2021 году организаторы решили создать гимн фестиваля, который стал самой скачиваемой песней на их странице ВКонтакте.
Люди хотят слышать песню «Лестница в небо», становятся фанатами фестиваля и учат её наизусть.
- Спецконтент
Джо Линн Тёрнер написал песню для фестиваля и стал его постоянным гостем. Теперь каждый год под его трек начинается фейерверк.
Так из аудиоконтента создали традицию, фишку фестиваля.
- Смешение стилей и коллаборации
Сейчас модно, например, когда симфонический оркестр играет рок-хиты. Такой пример — позитивный, хорошо принят зрителями.
А вот антипример. Фестиваль заметили и решили сделать награждение на его сцене. Но поскольку наградить просто так кого-нибудь организаторы не захотели, они провели конкурс профессионального мастерства, на который приехали 150 человек из разных городов России и 3 дня боролись за приз.
Вот так смешивать не надо. Награждение на сцене фестиваля стало очень плохой идеей. Так вы нарушаете главную заповедь мероприятия: одна цель, одна мысль, одно воплощение.
Если люди пришли на рок-фестиваль, им вообще неинтересно смотреть на чьё-то награждение.
- Символизм
Например, такую идею увидели у корейца, который сделал лестницу в небо и посвятил этот перформанс своей бабушке. Он подвесил к воздушному шару лестницу, пропитанную специальным составом, она горела и создавала впечатление, как будто уходит в небеса.
Чтобы повторить эту идею, организаторы нашли самый большой кран в городе в 120 метров, подняли стрелу, нашли состав для пропитки стрелы и так же подожгли.
Эту идею воплощали дважды, люди были в восторге.
7. Оплата РАО
Нужно платить РАО (сбор в «Российское авторское общество»). Его можно игнорировать, только если все ваши артисты в договоре откажутся от этих выплат. По опыту, такой отказ подписывают единицы.
Часто артисты всё равно хотят, чтобы вы платили отчисления в РАО, так как не являются авторами музыки.
Сумма этих отчислений — около 5%.
Техника и технологии для проведения рок-фестиваля
Теперь о технике и о том, как вместить все техрайдеры в одну сцену.
В 2024 году на фестивале выступят 7 артистов за 1 день. А за 2 дня здесь будет 11 артистов с райдером.
У одной группы Stage plan — то, в каком порядке какие инструменты должны находиться на сцене, — может выглядеть так.
У другой — так.
Есть Light plot — то, как нужно развесить световое оборудование.
Он тоже отличается у каждой группы.
Задача организаторов — соединить все требования. На пересетап отводится 15 минут, и перевешивать каждый раз свет не получится.
Остаётся одно — договариваться, но соблюдать основное правило: прав хедлайнер. Его технический райдер — основа для всех остальных.
Можно что-то переносить или выносить, но основной световой и технический развес — хедлайнера.
Также вы можете предложить всем артистам свой Light plot. Если артисты согласны, то всё хорошо. Самое главное, чтобы с этим был согласен хедлайнер.
Учитывайте, что хедлайнер — не всегда тот, кто выступает последним. Фейерверк должен прозвучать в 23:00, но фестиваль на этом не заканчивается. После него выступает ещё минимум один артист.
Технологии на фестивале
- 3D mapping
Руки на сцене и другие фигуры — это 3D-проекция с гранями, которая выглядит объёмно и эффектно.
Но может найтись группа, которая откажется от такого светового сопровождения, чтобы это не противоречило их контенту и не отвлекало от артистов.
- Проекция
Используется, когда на сцене должен появиться кто-то, кого уже нет в этом мире. Обычно эту технологию применяют только на закрытых площадках.
Чтобы реализовать идею на открытом фестивале, привезли куб 7 на 7 метров, внутри которого со всех сторон — проекторы и плёнка, на которую с разных ракурсов проецируются изображения.
- Пиротехника и лазеры
На сцене ставят спаркуляры, из которых можно делать что угодно: вспышки, искры, воздух, генераторы огня и т. д.
Лазеры работают в содружестве с экранами.
Как собрать лайн-ап для рок-фестиваля
Бывало всякое: то артист отменился, то хедлайнер сменился за месяц до фестиваля. Организаторы не могли на это повлиять. Но фестиваль от этого страдает, ведь люди идут на артиста и они уж точно не готовы его обвинить в том, что он не приедет.
Как выбирать артистов?
- Смотреть аналитику. То, что продаётся в крупных городах, может не продаваться в Краснодарском крае.
- Актуальность. Например, может выйти сериал с артистом, и его популярность вырастет в разы, а значит, и привезти его на фестиваль станет труднее.
- Здоровье артистов. Большинство рокеров — люди 60+, поэтому вопрос их здоровья становится более чем актуальным.
Что ещё учитывать.
- Логистика
Сейчас в Краснодар не летают самолёты и дорога занимает много времени, ещё и с пересадками. Артисту нужно приехать на фестиваль за 1–2 дня, провести саундчек и выступить. С учётом дороги он теряет 4–5 дней, а это увеличивает гонорар.
- Бытовые райдеры
Все их пугаются, но на самом деле ничего страшного в них обычно нет. К тому же о райдере всегда можно договориться, если вы готовы предложить альтернативу.
Продвижение фестиваля
Краснодарский край — консервативный регион. Здесь людям нужно часто видеть логотип фестиваля, баннер и т. д.
Организаторы сначала начали вкладываться в наружную рекламу, потом подключили Нельзяграм. В 2022 году снова сфокусировались на наружной рекламе.
Сейчас используют все возможные каналы:
- наружная реклама
- транспорт
- радио
- промо
- кинотеатры
- ласточки (поезд)
- рестораны и бары
- группы ВКонтакте
- таргет Яндекс и ВК
- блогеры
- 2GiS
- партнёрские интеграции.
Из рекламного списка в топе для продвижения фестиваля сейчас реклама на радио и наружная реклама. Почти все радиостанции Краснодарского края — партнёры фестиваля.
В этом году решили рискнуть и расширить фестиваль, пригласив на второй день четырёх артистов, которые собирают стадионы.
Это сделано, чтобы привлечь новую аудиторию. Но пока она покупает билеты гораздо тяжелее.
К тому же получили негатив от постоянных зрителей, рокеров, которые не считают авторитетом популярные группы. Поэтому заново придётся проводить работу со смыслами и объяснять свои действия. Результат этой работы узнаем в июне 2024.
Рекомендуем посмотреть
Подпишитесь на рассылку
и получите комплект материалов для проведения онлайн-ивентов