Ивентология — все о продвижении и организации мероприятий (событий).
Event-маркетинг от А до Я.

Подготовка событий Проведение событий Система событий Инструкции и алгоритмы Фестивали и праздники Event как бизнес

Фестиваль «Дикая мята»: как организовать open air

Что внутри фестиваля с 16-летней историей? Какая инфраструктура есть для зрителей и музыкантов и как всё развивалось? Что ждёт фестиваль в будущем? О внутрянке и творческих планах фестиваля «Дикая мята» рассказал продюсер Андрей Клюкин.

Как организовать фестиваль: арт-кемпинг Дикая мята, инфраструктура, история фестиваля Андрей КлюкинЧто такое фестиваль «‎Дикая мята», на который равняются другие организаторы

Фестиваль «‎Дикая мята» — это мультиформатный музыкальный ивент, который сочетает музыку, практики, отдых в палатках, занятия для детей, сплавы и ещё много активностей. Проходит в Тульской области и длится 3 дня. 

На фестивале — 6 сцен и 75 000 гостей. Он позиционирует себя как «‎самая комфортная фестивальная инфраструктура».

Как организовать фестиваль: арт-кемпинг Дикая мята, инфраструктура, история фестиваля

Андрей Клюкин: «‎Open air — это модель поведения, когда ты год готовишься, собираешь своих друзей, вы вместе определяетесь, как вы будете жить, какой компанией вы выезжаете. Либо ты, наоборот, приезжаешь и начинаешь знакомиться».

Люди здесь встречаются, женятся, разводятся… «‎Дикая мята» — это 16-летняя история. Здесь даже есть выставка поделок детей, которые были зачаты на фестивале! 

Идеология события ни разу не менялась за все эти годы.

Идея «‎Дикой мяты» — это «‎дикорастущая музыка». Организаторы начинали с точки ноль — корневой музыки. Постепенно менялись некоторые направления.

  • Расширился музыкальный формат. Добавляли и пробовали новые жанры.
  • Менялась аудитория. От небольшого мероприятия в парке, куда постепенно стало приходить по 20 тысяч человек, фестиваль вырос до самостоятельной площадки на 86 гектаров.
  • Стоимость. Сначала ивент был бесплатным, а потом стал одним из самых дорогих — около 4 000 рублей за вход. 
  • Партнёры. 
  • Инфраструктура.

Главное — менялись сами организаторы. 

Сейчас «‎Дикая мята» работает ещё и как кемпинг круглый год. На территории проходит по 2 концерта в неделю, открыта студия звукозаписи, сюда приезжают много людей отдыхать и работать. Обычно на ближайшие выходные места здесь забронировать невозможно — всё уже продано.

Как организовать фестиваль: 5 важных моментов

На своём опыте Андрей Клюкин вывел пять вопросов, на которые должен ответить для себя организатор мероприятия, чтобы оно стало успешным.

Если ответы на эти вопросы есть, значит, его спокойно можно делать и оно поплывёт. Если на 2–3 нет ответа, скорее всего, что-то в вашей концепции не работает.

 

1. Зачем это лично вам?

Чтобы заработать — неправильный ответ. Деньги — это оценка вашего труда, в котором есть сверхидея. Если вы занимаетесь искусством, деньги не могут быть главным мотиватором. 

Андрей Клюкин: «‎Я сам себе задавал вопрос: “Зачем мне это?” Отвечал несколько раз, думал, понимал, что если мы занимаемся дикорастущей музыкой, значит, мы должны как-то поддерживать молодых артистов, растить информационное поле. Значит, мы должны менять музыкальный фон. Ответом на этот вопрос стал лайн-ап этого года. Я понял, что это получилось. Хедлайнеры фестиваля — те артисты, которые пришли к нам, будучи раньше вообще никому не известными музыкантами». 

Как организовать фестиваль: арт-кемпинг Дикая мята, инфраструктура, история фестиваляПрограмму строят так: 50% — новой музыки, потом спрашивают у людей, кого они хотели бы видеть, анализируют и выбирают музыкантов, которые хорошо впишутся в формат. Это ещё 20% лайн-апа. Оставшиеся 30% — это 2–4 артиста-легенды, песни которых будет петь хором всё поле.

 

2. Зачем это зрителю?

Ответов здесь много, и все они будут правильные. Кто-то едет за комфортом, кто-то — за тусовкой, кто-то — открыть новых музыкантов. 

Наблюдая за зрителями в соцсетях, вам нужно понять, что сообщить им в рекламе из того, что у них уже есть на подкорке. 

Это как в фильмах братьев Коэнов: вы на подкорке понимаете, что вам это очень нравится, но как только вам рассказывают, что эти два брата — философ и кинематографист и один вкладывает в философскую линию идею того, что лёгкие деньги могут сломать судьбу, то вы смотрите на фильм и осознаёте, о чём он на самом деле.

 

3. Зачем это артисту?

Артисту или главному действующему лицу мероприятия. Например, спикеру конференции. В чём его мотивация приехать к вам?

 

4. Зачем это партнёру?

Если можете ответить на этот вопрос, у вас появляются деньги как инструмент для работы. При этом неважно, какой именно с вами работает партнёр — СМИ или коммерческий.

 

5. Зачем это месту проведения мероприятия?

Например, в случае «‎Дикой мяты» это Тульская область. Если проводите событие в городе, то ему недостаточно быть просто интересным. Для чиновников любое большое мероприятие — скорее, про напряг. 

«‎Дикая мята» продаёт все гостиницы в радиусе 60 км — значит, приводит новых налогоплательщиков. Ещё организует ярмарки, в которых участвуют все тульские производители. В общем, ивент увеличивает турпоток. 

Сейчас Тула — самый быстрорастущий регион по аренде недвижимости и на 2–3-м месте по турпотоку. Не только благодаря фестивалю, конечно.

Переехав в Тульскую область, Андрей стал лучше понимать боли этого региона. Например, все связывают Тулу со стереотипами: пряники и самовары. На самом деле сейчас в области проходит крупнейший независимый фестиваль музыки, рядом — крупнейший центр живописи, литературный центр. Также здесь работает первый гастроблогер в истории России — Лёвшин. А ещё в Туле растут яблоки, из которых делают местный сидр. Вот какой это разносторонний регион.

 

Арт-кемпинг «‎Дикая мята»: что есть для зрителей

Сейчас на фестивале — самая продуманная инфраструктура. Как к ней пришли?

Прежде всего, думали об аудитории, отвечали на её запросы о том, что нужно, чтобы получать максимальное удовольствие. Ответы вы найдёте везде в сети — потому что на каждом похожем фестивале людям не нравится плюс-минус одно и то же. 

Например, пишут, что не понравилась парковка, — понимаете, что вам нужно её сделать. Рассказывают, что пошёл дождь и машина увязла в грязи, — значит, нужно асфальтировать дорогу. Люди ходят по полю по колено в грязи — значит, надо строить дорожки. 

Всю инфраструктуру генерировали, исходя из ожиданий зрителя. Если фестиваль про новую комфортную музыку — то невозможно представить его без комфорта зрителя.

Поэтому первое, что сделали, — проложили дороги. Для этого нашли партнёров. Вдоль дорог поставили освещение.

Другие составляющие инфраструктуры. 

  • Комфортные дома

Полтора года назад поняли, что инфраструктуру постоянно собирают и разбирают. Поэтому купили землю и стали строить всё по-настоящему. 

Здесь есть разные строения для всех категорий гостей. В них, кстати, живут и артисты. 

Дома разрисовывали художники со всей России — на них изображены известные музыканты.

 

  • Водная инфраструктура

Например, здесь не продают воду в бутылках по 150 рублей — вместо них на территории стоят питьевые фонтанчики. Тут построены души с горячей водой, туалеты, все они работают бесплатно. 

  • Кемпинги (палаточные городки)

Но не такие, где ночью людям приходится долго искать палатку. Здесь построены улицы, у каждой есть название и проложено освещение. Названия улиц — имена и фамилии сотрудников фестиваля. 

В этом году, помимо улиц, появились названия кемпингов. Например, семейный, куда приезжают люди с детьми. В нём есть комната матери и ребёнка, стиральная машина, сушилки для детских вещей.

Есть лагерь «‎Меломан» для тех, кто любит пошуметь. Есть самый тихий лагерь.

В этом году начали продажу мест на улицах. Например, можно жить на улице Андрея Клюкина в доме № 3. У вас будет конкретное место. Зачем? В планах — организовать доставку до палаток, запартнёрившись с «‎Самокатом». Вам, например, привезут кофе.

Сначала доставка будет работать в семейном лагере — по одной кнопке гости смогут заказать даже жаропонижающее, если ребёнок вдруг заболеет. 

  • Яблоневый сад

Организаторы посадили сад. Яблони вырастут через пару лет. И в какой-то момент вы приедете в кемпинг, выйдете на веранду и увидите на ней корзину. Соберёте в неё яблоки. Дойдёте до сидроварни, которая уже строится, где вам совершенно бесплатно сделают из собранных яблок заготовку сидра, закупорят, отправят в погреб, напишут на бутылке ваше имя… 

И когда вы вернётесь на фестиваль через несколько месяцев, выдадут готовый сидр, подписанный для вас. 

  • Концертный клуб, гастрозоны

Здесь также есть паб и проводят гастрофестивали. 

  • Библиотека
  • Бассейн

На фестивале можно купаться, посетить массажный салон и сделать ручной или аппаратный массаж.

  • Концерты

Каждую неделю на территории кемпинга проходят концерты, творческие встречи, квизы, пленэры. «‎Дикая мята» как проект работает круглый год.

Как организовать фестиваль: арт-кемпинг Дикая мята, инфраструктура, история фестиваляЛетом катаются на сапах по реке, зимой — на ватрушках с гор. Концерты в холодное время года перемещаются в закрытый клуб.

 

«‎Дикая мята» для музыкантов

Главная идея организаторов — создать вокруг бренда пространство, которое будет как Переделкино для писателей. 

Концерты новых музыкантов проходят здесь каждую неделю. И это не просто концерт. Если артист приехал играть в кемпинг «‎Дикая мята», то он попадает в информационное поле. О нём пишут, что уже даёт рост популярности. 

  • Студия звукозаписи

Её предоставляют на неделю бесплатно. Можно работать, записывать песни.

  • Льготное размещение

Можно приехать с группой, жить и творить, хоть записывать новый альбом. На размещение у всех музыкантов есть скидка. 

  • Бесплатные презентации

Музыканты могут сделать бесплатные презентации своих альбомов на аудиторию фестиваля.

  • Лектории

Идея возникла так. Первый вечерний концерт проходит в пятницу, второй — в субботу. Музыканты, которые играли в пятницу, уезжают около 18:00, а те, кто будет играть, приезжают на саундчек. Так появляется время, когда они находятся вместе. В этот временной промежуток им читают лекции.

Экосистема «‎Дикая мята»

Со временем организаторы почувствовали интерес со стороны разных партнёров. Притом за последние два года он стал конкретным — кто-то даже хочет купить долю в бизнесе.

Составляющие экосистемы, которая сделала ивент таким успешным. 

  • Фестиваль перевели из неосязаемой формы в материальную

Андрей Клюкин: «‎Отвечая себе на вопрос “почему 14 лет не было такой активности от партнёров”, я понял, что вообще все крупные фестивали — по факту это просто идея. То есть формулировка музыкального формата, временная инфраструктура, рекламная кампания. Провели фестиваль — все разбежались, ничего нет. С того момента, когда мы вбили первую сваю под первый дом, эта нематериальная идея фестиваля стала очень конкретной и осязаемой».

  • Работа круглый год

Теперь это не просто фестиваль. Через 3 дня основного события жизнь продолжается. Идут концерты, эфиры, собираются тусовки.

  • Поток новой музыки генерируют круглый год

Здесь бурлит постоянная жизнь, открываются новые таланты, имена. Организаторы знают больше новых музыкантов, чем современная молодёжь.

  • Генерируют поток новых фестивалей

Стали наращивать другие фестивали на территории. Например, осознанного питания, SUP-фестиваль. Здесь много сидра и много сыров, поэтому решили сделать ещё фестиваль «‎Август» — с сидром и сырами. 

Тульская область — это гастрономический рай. Организаторы нашли несколько гениальных поваров, которые теперь приезжают на гастрономический фестиваль «‎Август» и готовят. В этом году — по одному блюду из свёклы. 

На каждый фестиваль нанизывают ощущение арта, и в каждом есть все игроки экосистемы. Например, на гастрофестивале есть художники, в домах висят их авторские картины, написанные прямо здесь. Плюс никуда не девается музыкальная, литературная программа — всё творческое комьюнити собирается, даже если фестиваль посвящён сыру и сидру.

 

Планы на будущее

Что будет дальше на «‎Дикой мяте»?

Летом 2024-го вместе с партнёром строят стационарную сцену с большим пространством и танцполом на 2 000 человек, где будет своя трибуна и сидячие места. 

Также в планах — открывать своё медиа, ведут переговоры по запуску радио.

Расширяют фестивальную линейку. Когда проводили очередное исследование на тему «‎Чего людям не хватает прямо сейчас?», выяснили, что не хватает им счастья и ощущения свободы. Но когда начали проводить более глубинное исследование, выясняя, что именно ассоциируется со счастьем и свободой, поняли, что около 80% мужчин завидуют парням с досками в гавайской рубашке, с ракушками на шее, которым не надо ходить в офис и загибаться под гнётом своей ответственности. У девушек то же самое: им тоже больше по душе тот же самый парень с доской на волне, а не уставший муж, сидящий в телефоне. Поэтому будут делать SUP-фестиваль. Гости будут кататься на сапах по руслу реки, которая огибает территорию. 

В задумке в пределах пяти ближайших лет — открытие арт-школы. Она уже по факту есть, но работает в 4 музыкальные смены.

Сюда приезжают дети, им читают лекции, формируют в музыкальные группы, учат слышать друг друга, писать, работать в студиях. Они выходят на детскую сцену «‎Дикой мяты», а потом переходят на взрослую. Есть такая же школа для подростков. 

Но организаторы хотят именно образовательную школу, куда смогут водить детей люди, которые покупают рядом загородные дома.

А ещё на территории постоянно проходят корпоративы, микромероприятия. Здесь всегда рады коллегам-организаторам и готовы предоставить площадку для ваших ивентов.

Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Нажимая на кнопку «Задать вопрос», я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
Рекомендуем посмотреть
Задайте вопрос команде!
Принимаем ваши вопросы об ивентах и публикуем ответы от специалистов «Ивентологии»
Нажимая на кнопку «Задать вопрос», я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

На эксклюзивном онлайн-курсе Наталии Франкель «Код события» мы даём комплексный подход к организации, продвижению и проведению событий. После обучения вы сможете создавать профессиональные мероприятия от анализа рынка до постпродакшна.